ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

цы в рыжих! шапках, лейхтенбергцы в черных ментиках, уланы и гусары Кардигана, сабли и пики, лошади разных мастей... Орало, гоготало, визжало, стонало, звякало, стреля­ ло из пистолетов и карабинов, гулко топало копытами по д е ­ реву моста, звонко сваливалось в воду, вязло в пожелтевших чащах осоки на речке»... (4, 465). Исход сражений изображается автором, как правило, в оптимистических тонах. Солдаты и матросы, как и у Тол­ стого, несмотря на раны, на огромную усталость, на большие потери, не ропщут. В новых схватках они забыли все и, «ло­ мая штыки, бились прикладами, как дубинами; выхватывали 'друг у друга ружья и штуцеры и теряли их в свалке, хватали камни и дрались камнями, наконец, -просто душили друг друга руками» (4, 516), демонстрируя еще и еще раз свою непобедимость. И зображая военно-профессиональную "сторону событий, С. Н. Сергеев-Ценский, как и Толстой, мастерски из отдель­ ных сцен и эпизодов создает грандиозное впечатление всей битвы с тысячами приведенных в движение лиц. Характерно, что в этой огромной массе сражающихся не теряются из виду ни отдельные воины, ни целые полки и д аже дивизии. По внешности, одежде и другим характерным чертам читатель их легко отличает друг от друга на поле битвы. Вместе с тем, отмечая влияние Л. Н. Толстого на Сергее­ ва-Ценского в изображении батальных картин, нельзя не указать и существенных различий во взглядах на войну у этих художников. Если, по мнению Л. Толстого, решающим усло­ вием победы является моральный дух войска, то Сергеев- Ценский, признавая важность этого фактора в войне, отме­ чает ц целый ряд других, не меНёе важных факторов, таких, как уровень экономического и технического развития страны, наличие дорог, транспорта и средств связи, количество и к а ­ чество дивизий, вооружения, командного состава. Подобная разница во взглядах этих художников на войну объясняется не только разными условиями общественной жи з ­ ни, в которых они создавали свои произведения, но и разными позициями, с которых они подходили к оценке войны как общественного явления. С. Н. Сергеев-Ценский подошел к изображению войны с позиций социалистического реализма; отсюда он не просто повторяет Л. Н. Толстого, а творчески развивает все то луч ­ шее, что оставил нам в наследство великий художник. Учась у Толстого, автор «Севастопольской страды» достигает высо­ 109

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=