ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
заметна ее близость к «Войне и миру». «Война и мир» с жан ровой точки зрения объединяет в себе и черты семейно-быто вого романа, и военно-исторического, «и социально-политиче ского, и психологического. Такой композиционный сплав позволял писателю не только во всей широте отобразить ход исторического события, но и показать все многообразие с в я зей человека с обществом, полнее раскрыть сложность ж и з ненных конфликтов и общественных противоречий, показать весь процесс человеческой жизни в ее наиболее сложных и многообразных формах. В эпопее Сергеева-Ценского «Севастопольская страда» мы видим тот же сплав военно-исторического, социально-полити ческого и семейно-бытового романов. И это позволило автору не только во всех подробностях передать ход севастопольских событий, но и нарисовать в широком плане всю жизнь нико лаевской России, показать роль и значение севастопольских событий в жизни народа, отношение к Крымской войне р а з личных его слоев. Известно, что Лев Толстой, создавая свои произведения, старался как можно меньше прибегать к художественному вымыслу и в большинстве случаев опирался лишь на конкрет ный исторический или жизненный материал. В письме к одно му из своих читателей — Карганову 2 декабря 1902 г. он пи сал: «Когда я пишу историческое, я люблю быть до мельчай ших подробностей верным действительности» ,3. Автор «Севастопольской страды», работая над эпопеей, во многом придерживался того же принципа. Он умело сое динил в одно целое работу художника с пытливостью исто- рика-исследователя. Он строго придерживался документаль ного материала, отбирал и включал в ткань произведения такой, какой не вызывал сомнения. Отсюда «во всей эпопее,— по признанию автора,— почти нет так называемых частных лиц,— все историческое» |4. Правда, иногда Ценский допускал отступления и вводил факты, с которыми в документах не встречался, но в досто верности их не сомневался. Так, например, ъ «Слове к моло дым», касаясь истории создания «Севастопольской страды», Ценский говорит: «У меня в главе «Бал» есть сцена: лейте нант Бирюлев, будущий герой обороны Севастополя, показы вает другим молодым морякам одно из последних достижений западной техники — часы, заводящиеся без ключика. Как раз в это время действительно и появились за границей такие часы» ,5. 107 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=