ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

заметна ее близость к «Войне и миру». «Война и мир» с жан ровой точки зрения объединяет в себе и черты семейно-быто­ вого романа, и военно-исторического, «и социально-политиче­ ского, и психологического. Такой композиционный сплав позволял писателю не только во всей широте отобразить ход исторического события, но и показать все многообразие с в я ­ зей человека с обществом, полнее раскрыть сложность ж и з ­ ненных конфликтов и общественных противоречий, показать весь процесс человеческой жизни в ее наиболее сложных и многообразных формах. В эпопее Сергеева-Ценского «Севастопольская страда» мы видим тот же сплав военно-исторического, социально-полити­ ческого и семейно-бытового романов. И это позволило автору не только во всех подробностях передать ход севастопольских событий, но и нарисовать в широком плане всю жизнь нико­ лаевской России, показать роль и значение севастопольских событий в жизни народа, отношение к Крымской войне р а з ­ личных его слоев. Известно, что Лев Толстой, создавая свои произведения, старался как можно меньше прибегать к художественному вымыслу и в большинстве случаев опирался лишь на конкрет­ ный исторический или жизненный материал. В письме к одно­ му из своих читателей — Карганову 2 декабря 1902 г. он пи­ сал: «Когда я пишу историческое, я люблю быть до мельчай­ ших подробностей верным действительности» ,3. Автор «Севастопольской страды», работая над эпопеей, во многом придерживался того же принципа. Он умело сое­ динил в одно целое работу художника с пытливостью исто- рика-исследователя. Он строго придерживался документаль­ ного материала, отбирал и включал в ткань произведения такой, какой не вызывал сомнения. Отсюда «во всей эпопее,— по признанию автора,— почти нет так называемых частных лиц,— все историческое» |4. Правда, иногда Ценский допускал отступления и вводил факты, с которыми в документах не встречался, но в досто­ верности их не сомневался. Так, например, ъ «Слове к моло­ дым», касаясь истории создания «Севастопольской страды», Ценский говорит: «У меня в главе «Бал» есть сцена: лейте­ нант Бирюлев, будущий герой обороны Севастополя, показы­ вает другим молодым морякам одно из последних достижений западной техники — часы, заводящиеся без ключика. Как раз в это время действительно и появились за границей такие часы» ,5. 107 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=