ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

верили в победу. И д аже тогда, когда город был превращен в груду развалин, когда дальнейшее сопротивление казалось уже бессмысленным и обескровленные непрерывными боями войска вынуждены были оставить Севастополь, и тогда никто из защитников не считал себя побежденным. Продолжая традиции Л. Н. Толстого, С. Н. Сергеев-Цен­ ский в «Севастопольской страде» воссоздает народную Рос­ сию не только в образах нижних чинов русской армии и флота, но и в образах той части офицеров и генералов, которая выра­ жала передовые взгляды общества и готова была до послед­ него дыхания отстаивать Севастополь. Это прежде всего адмиралы Корнилов, Нахимов и Истомин, генералы Хрулев и Тотлебен, знаменитый хирург Пирогов, офицеры Хлапонин, Стеценко, Зарубин, Бирюлев и др. Вопреки толстовскому отрицанию роли полководца в бое­ вых действиях войск, Сергеев-Ценский наглядно показывает место и роль военачальников. «Севастополь без Нахимова,— пишет автор,— это как-то не вмещалось ни в чье сознание» (6, 329), а когда была получена вест;ь о тяжелом ранении Нахимова, «как после проигранного сражения заволновался город» (6, 338). Он также убедительно показывает, что Алминское, Инкер- манское и другие сражения за Севастополь были проиграны в результате полнейшего равнодушия к судьбе России и без­ дарных распоряжений Главнокомандующего князя Менши- кова и его генералов. Правда, в изображении Сергеевым-Ценским офицерской среды наблюдается и некоторая однолинейность. Писатель не проводит той строгой социальной дифференциации офицерст­ ва, какая видна у Л. Н. Толстого в его «Севастопольских рас ­ сказах» и особенно в «Войне и мире». Известно, что в своих произведениях Толстой наряду с офицерами — подлинными гербями событий рисует и офице­ р о в— карьеристов, казнокрадов, крепостников, для которых война — лишь средство наживы, служебная лестница, по ко­ торой можно быстро подняться на желаемую ступень. У Сергеева-Ценского почти все офицеры даются положи­ тельными, и это невыгодно отличает «Севастопольскую стр а ­ ду» не только от произведений Толстого, но и таких советских военно-исторических романов, как «Цусима» Повикова-При- боя и «Порт-Артур» Степанбва. Весьма заметны традиции Л. II. Толстого в композиции и художественной ткани «Севастопольской страды». Особенно 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=