ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Горькому он писал: «Я же сижу сейчас над новой книгой исто­ рического содержания... не знаю, насколько мне это удаст­ ся,— никогда раньше не приходилось делать т а к о е » 7. Сомнения Сергеева-Ценского объяснялись, с одной сторо­ ны, тем, что он не был, как, Лев Толстой, участником Крым­ ской войны и понимал, какой титанический труд придется проделать ему, чтобы, перевернув горы исторических книг, документального материала и воспоминаний современников, «войти в дух эпохи», не идеализируя и не модернизируя ее; с другой — повседневными напоминаниями близких и родных о том, что не безрассудно ли будет вообще с его стороны браться-за эту тему, так как о ней уже написал сам Лев Толстой. Однако ни предстоящие трудности, ни предостережения друзей не остановили писателя. Он смело взялся за осуществ­ ление своего замысла и начал усиленно собирать необходи­ мый материал. А относительно «конкуренции с самим Львом Толстым» неизменно отвечал: ;«Лев Толстой написал р асска­ зы. А я напишу картину, эпическое полотно. Ведь это целая эпоха — Крымская война. Я покажу не только Севастополь и его защитников. Я покажу Петербург, Москву, русскую дерев­ ню, Лондон, Париж, Константинополь... Я покажу Наполеона и Николая, Грановского и Пирогова. Я покажу неприятеля, осаждавшего Севастополь, умным, сильным, каким он был на самом деле, а не оглупленным, как иногда рисуют иные лите­ раторы вражескую сторону. Я разверну батальные картины такими, какие они были в «действительности. И главное — я покажу крупным планом тех русских патриотов, которые кровью своей добыли воинскую славу Севастополю и Р о с ­ сии»8. А относительно возможных повторений он говорил: «Настоящий художник никогда не копирует, он творит»9. Основания для подобных заявлений у Сергеева-Ценского были. Во-первых, в отличие от Льва Толстого он был воору­ жен марксистско-ленинским мировоззрением на ход общест­ венных событий и на роль народных масс в истории, был обогащен опытом социалистического строительства в нашей стране и 'подходил к изображению севастопольских событий с позиций социалистического реализма. «Мы, советские писа­ тели,— говорил он в беседе с корреспондентом газеты «Из­ вестия»,— пользуемся марксистско-ленинским методом осве­ щения исторических событий, чего не знали старые худож­ ники» |0. Во-вторых, к моменту работы над «Севастопольской

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=