ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

России. Как иначе мог писать художник, если он себя чув­ ствовал «во всей этой революции адвокатом стомиллионного земледельческого народа»? Публицистика давно уже вошла в его художественные произведения, а художественные к а р ­ тины в публицистические статьи, и это закономерно. В повести широко представлены крестьянские характеры. Толстой убедительно нарисовал обобщенный образ патриар ­ хального крестьянина, гневного и кроткого, забитого и упря­ мого, веселого и талантливого. Он показывает обусловленность поведения каждого человека непосредственно окружающими обстоятельствами и общими социальными историческими про­ тиворечиями, в которых находилось русское крестьянство во второй половине XIX в. Слова Прохожего из пьесы «От ней все качества»: «сбился потому, что времена нынче такие, что честному человеку прожить нельзя» (38, 219), могут быть в з я ­ ты эпиграфом к изображению всех крестьянских характеров в повести «Фальшивый купон». В трактовке крестьянских характеров Толстой органиче­ ски сливается с крестьянской психологией, впитывает в себя манеру крестьянской• речи. Нередко он начинает фразу от третьего лица и незаметно переходит на повествование от пер­ вого лица, сливаясь со своим героем: «Во время пьянства своего Иван ЛАиронов, не переставая думал не только о своем обидчике, но о всех господах и господишках, которые только тем и живут, что обирают нашего брата»' (36, 16). Толстой с его принципиальным отрицанием насилия в то же время понимает своего героя, когда тот поучает мужиков- конокрадов, что нехорошо красть лошадей у своего^ке брата мужика. «Коли уводить, так у господ. Эти собаки того стоят» (36, 16). В поступках Василия, Ивана Миронова, Степана от­ разилась не только горькая судьба народа, по и народный протест, хотя и в уродливой, тяжелой форме. Наибольшей глубиной психологического раскрытия отли­ чается образ Степана Пелагеюшкииа. Верный своим новым эстетическим принципам («если что хочешь сказать — скажи прямо»), Толстой изображает характер Степана в решающие, поворотные моменты, все остальные стороны жизни оставляя в тени или говоря о них короткой, скупой фразой. З апоми ­ нается портрет Степана: высокий с длинными руками, с орли­ ным носом, «непомерной храбрости и силы человек». Степан принимает участие в общей драке, в убийстве конокрада И в а ­ на Миронова и как убийца попадает в тюрьму. Для понима­ ния характера Степана определенный интерес представляют черновые варианты повести. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=