ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Оленина Толстой противопоставил в этой сцене природный инстинкт казаков, основанный на принципе: сильный по беждает слабого, не ты его, так он тебя. Лукашка хладно кровно убиваег человека, не задумываясь над страшным смыслом смерти. При этом им руководит не столько чувст во долга, сколько чисто охотничий азарт: «Как на кабана, который ушел вечером, досадно было ему на абреков, кото рые уйдут теперь»,— пишет Толстой13. Также спокойно Лу кашка относится к своей возможной смерти. На вопрос Оле нина, радовался ли бы он смерти брата, Лукашка отвечает: «А что ж? И не без того! Разве нашего брата не бьют?» и. То, что он каждый день наблюдает в природе, кажется ему естественным и необходимым. Из общей массы Толстой выделяет Ерошку, который приподнялся над суровым биологизмом, свойственным дру гим казакам. Он жалеет и человека, и зверя и осуждает жестокость во всех ее проявлениях: «...души нет в лю дях!» |5. Ерошка возмущается убийством абрека, потому что “видит в нем не столько врага, сколько человека. У него нет чувства национальной розни. Для него все люди, все до стойны уважения. Гуманизм Ерошки тоже вытекает из при родности, по отражает ее наивысший философский смысл. Будучи охотником, общаясь с природой, Ерошка пости гает ее мудрый закон: все рождается для радости бытия, все одинаково подчиняется смерти. А раз так, не должно быть пренебрежительного и враждебного отношения к кому бы го ни было. Толстой согласен с мнением Ерошки. По этому он и показывает его как истинного мудреца. Наделяя Ерошку талантом человеколюбца. Толстой не отвергает своей мысли о суровости отношения казаков к людям. Во-первых, сам Ерошка был в молодости таким же, убивал и чеченцев, и русских, хотя и не любит вспоминать об этом. Во-вторых, потому, что Ерошка показан как ис ключение. Он один осуждает Лукашку за радость успеха. Его человеколюбие чуждо казакам. Не случайно, он жалует ся Оленину, что казаки его не любят. Толстой не отрицает закона борьбы за существование, но построение жизни только на его основе он считает недо пустимо малым для человека. Вот почему жестокой правде- казаков он противопоставляет высокий гуманизм Оленина, в основании которого лежит идея самоотвержения, под линно человеческое чувство. С высоты его поведение каза ков представляется Оленину странным и непонятным: «Че ловек убил другого, и счастлив, доволен, как будто сделал самое прекрасное дело. Неужели ничто не говорит ему, что тут нет причины для большой радости? Что счастье не в том, чтобы убивать, а в том, чтобы жертвовать собой?» — размышляет он |6. Среди казаков, собравшихся вокруг уби того абрека, ему неловко и одиноко. Толстой сочувствует
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=