ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

ние изменить этот эпизод согласием. В издательстве «Посред­ ник» и в более поздних собраниях сочинений (изд. Сытина. 1913, т. 14, стр. 80) место, указанное В. Г. Чертковым, было изменено таким образом: «Не могу сказать, ваше благо­ родие. Мне бог не велит сказать. И не скажу. Что хотите со мной делайте, власть ваша. «Сколько ни бился с ним на­ чальник, Аксенов ничего больше не говорил» (85, 142). Письмо В. Г. Черткова говорит о том, что в рассказе Л. Н. Толстого человеческая правда оказалась выше прав­ ды бога. Отстаивая социальную действенность были Л. Тол­ стого, профессор Н. Н. Гусев отмечает лишь внешнюю ре­ лигиозную окраску ее содержания. Он справедливо замеча­ ет, что народная поговорка, являющаяся заглавием расска­ за, только «обобщает в религиозной форме опыт многих поколений, наблюдающих окружающую жизнь»7. Однако и до сего времени в советском литературоведе­ нии рассказ рассматривается односторонне, с точки зрения проявления в нем религиозных идей автора. Это послужило основанием для игнорирования его в школьных программах. Советский педагог А. И. Елизарова (сестра В. И. Ленина) в рецензии на «Книгу для чтения», составленную из расска­ зов Л. Толстого для детей в 1921 г., выразила недоумение по эгому поводу, отмечая при этом, что религиозная тенден­ ция его подчеркнута только в заглавии, и «если заменить его таким, например, как «Повесть о купце Аксенове», то весь рассказ может пойти без изменений, а впечатление от него не ослабеет. А лучше уж опустить заглавие, чем весь рассказ: нам памятен тот, захватывающий интерес, с кото­ рым читали его дети»8. Отзыв А. Елизаровой является пре­ красной характеристикой идейной направленности рассказа. На наш взгляд, идейная направленность были «Бог прав­ ду видит, да не скоро скажет» — утверждение правды, доб­ ра — по своей внутренней сущности отличаются от религи­ озных догм. В дни, когда перед советской общественностью стоит пер­ воочередная задача -идеологического воспитания молодежи, необходимо пересмотреть отношение к названному рассказу. ПРИМЕЧАНИЯ 1. А. П. Б а б ушк и н а История русской детской литературы, М., Учпедгиз, 1948. стр. 394. 2. Н. Н. Гу с ев . Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1870 1881 гг. Изд. АН СССР, М., 1963, стр. 77. 3. Л. Н. То л с т о й , Юбилейное издание. М., 1957 г., т. 21, стр. 246. Далее ссылки даются в тексте с указанием тома и страницы. 4. В. И. Ленин , Соч., т. 15, стр. 180. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=