ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Речь повествователя, близкая к языку действующих лиц, помогает понять отношение автора к изображаемому, слу­ жит средством глубокого раскрытия характера героя. Геро­ ем же, близким по взглядам Л. Н. Толстому, в рассказе ока­ зался человек из народной среды. Характеризуя творчество Л. Н. Толстого, В. И. Ленин от- мечает в нем кричащие противоречия: с одной стороны,— «разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины про­ тиворечий между ростом богатства и завоеваниями циви­ лизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны,—юродивая проповедь «непротив­ ления злу насилием» 4. Противоречия Л. Н. Толстого как художника и как мыс­ лителя нашли свое отражение и в произведениях для детей, в частности, в были «Бог правду видит, да не скоро скажет». * Как мы видели, в рассказе обличается социальное зло, про­ поведь же всепрощения и утверждение добра не могли явиться средством борьбы с социальной несправедливостью. Основная идея рассказа ослабляла силу и действенность критики капиталистической действительности. Однако, и в таком виде рассказ сохранял обличающее начало. Не слу­ чайно в 1872 году консервативный журналист В. Авсеенко упрекал писателя за то, что он для своего рассказа взял сюжет «из отжившей», по. его мнению, практики «прежнего суда», что основная идея его окажет вредное влияние на нравственное и умственное развитие учеников и простого человека, так как проникнута «отчаянием в правде», а кни­ ги «для народного и школьного чтения» должны быть пропи­ таны другими мыслями и чувствами. Народу, по мнению Авсеенко, нужно внушать, что в его несчастьях виноват он сам, его «леность, невежество, нерадение и порочность»5. Замечания В. Авсеенко относительно идеи рассказа подтвер­ ждают выраженную в нем силу социального протеста. Интересно отметить, что эпизод допроса Аксенова на­ чальством острога и его ответ обратили на себя внимание В. Г. Черткова, готовившего рассказ для выпуска отдельной брошюрой в издательстве «Посредник». 31 января 1885 г. он писал Л. Н. Толстому: «Скажу вам, Лев Николаевич, что меня давно мучает в вашем рассказе «Бог правду ви­ дит»,^—с самого первого раза, как я его прочел: когда на­ чальник спрашивает о подкопе и говорит Аксенову: «Старик, ты правдив, скажи мне перед богом, кто это сделал?» Аксе­ нов отвечает: «Я не видел и не знаю». А между тем он и ви­ дел и знает, а Следовательно, прибегает к сознательной лжи ради спасения своего товарища, что не согласуется с мыслью Христа, что следует говорить да, когда да, и нет, когда нет»6. Как известно, Л. Н. Толстой ответил на предложе­ 84

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=