ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
ет запоминающийся образ живого человека. Несмотря па кажущуюся покорность своей судьбе, все существо его воз мущается при виде погубившего его негодяя. «И нашла на пего такая злость на Макара Семенова, что хоть самому пропасть, а хотелось отомстить ему. Он читал молитвы всю ночь, но не мог успокоиться» (21, 251). Вот он видит сво его погубителя при подкопе и в душе его просыпается нена висть к нему. «Когда Аксенов увидал своего злодея, он весь затрясся от злости, выдернул руку и сказал: «Выходить мне незачем и убивать меня нечего,—ты меня уже давно убил» (21, 251). В словах «ты меня уже давно убил» выразилась вся» боль души много страдавшего человека. Испытав на себе социальную несправедливость, Аксенов становится вы ше своих религиозных убеждений. Сознание, что доносом на Семенова случившегося не исправишь, так как дело не только в нем, заставляет Аксенова поступиться своими рели гиозными убеждениями, которые повелевали быть до кон ца правдивым. Когда начальство допытывается у него, кто сделал подкоп, Аксенов находит в себе силы воли ответить: «Я не видал и не знаю» (21, 252). Честному человеку труд но произнести ложь. Писатель показывает душевное потря сение героя: «У Аксенова тряслись руки и губы, и он долго не мог слова выговорить» (21, 252). Своей человечностью Аксенов одерживает моральную победу над закоренелым в преступлениях сердцем Макара Семенова, и тот просит у старика прощения. Так восторже ствовало добро. От сознания доброго дела для человека «у него (Аксенова — И. К ) на душе легко стало» (21, 253). Итак, зло нейтрализуется, добро торжествует, это и есть образное воплощение теории «непротивление злу насилием». Аксенову Л. Толстой противопоставляет каторжника Макара Семенова и‘ в портрете, и в поведении и этим еще ярче оттеняет положительные качества своего героя. Семенов физически силен, бесчестен и лжив. Девиз его жизни выра жается в пословице «не пойман —- не вор» (21, 250). Рас сказ его о причине ареста также подтверждает бездушие государственно-бюрократической машины по отношению к человеку. Изображение событий в рассказе «Бог правду видит, да не скоро скажет» дается Л. Толстым с точки зрения непо средственного наблюдателя из среды народа. Это создает впечатление прямого отражения действительности, усиливает ^реалистический тон повествования, которое ведется от третьего лица, простым, разговорно-народным языком. Дина мичность повествования, повторения, инверсии, диалог при дают языку сказовый, напевный характер. В языке рас сказчика мы встречаем народные выражения: «Аксенов бо жился», «жена убивалась», «стала сказывать» и др., прибли жающие его к языку фольклорных произведений. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=