ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

ет запоминающийся образ живого человека. Несмотря па кажущуюся покорность своей судьбе, все существо его воз­ мущается при виде погубившего его негодяя. «И нашла на пего такая злость на Макара Семенова, что хоть самому пропасть, а хотелось отомстить ему. Он читал молитвы всю ночь, но не мог успокоиться» (21, 251). Вот он видит сво­ его погубителя при подкопе и в душе его просыпается нена­ висть к нему. «Когда Аксенов увидал своего злодея, он весь затрясся от злости, выдернул руку и сказал: «Выходить мне незачем и убивать меня нечего,—ты меня уже давно убил» (21, 251). В словах «ты меня уже давно убил» выразилась вся» боль души много страдавшего человека. Испытав на себе социальную несправедливость, Аксенов становится вы­ ше своих религиозных убеждений. Сознание, что доносом на Семенова случившегося не исправишь, так как дело не только в нем, заставляет Аксенова поступиться своими рели­ гиозными убеждениями, которые повелевали быть до кон­ ца правдивым. Когда начальство допытывается у него, кто сделал подкоп, Аксенов находит в себе силы воли ответить: «Я не видал и не знаю» (21, 252). Честному человеку труд­ но произнести ложь. Писатель показывает душевное потря­ сение героя: «У Аксенова тряслись руки и губы, и он долго не мог слова выговорить» (21, 252). Своей человечностью Аксенов одерживает моральную победу над закоренелым в преступлениях сердцем Макара Семенова, и тот просит у старика прощения. Так восторже­ ствовало добро. От сознания доброго дела для человека «у него (Аксенова — И. К ) на душе легко стало» (21, 253). Итак, зло нейтрализуется, добро торжествует, это и есть образное воплощение теории «непротивление злу насилием». Аксенову Л. Толстой противопоставляет каторжника Макара Семенова и‘ в портрете, и в поведении и этим еще ярче оттеняет положительные качества своего героя. Семенов физически силен, бесчестен и лжив. Девиз его жизни выра­ жается в пословице «не пойман —- не вор» (21, 250). Рас­ сказ его о причине ареста также подтверждает бездушие государственно-бюрократической машины по отношению к человеку. Изображение событий в рассказе «Бог правду видит, да не скоро скажет» дается Л. Толстым с точки зрения непо­ средственного наблюдателя из среды народа. Это создает впечатление прямого отражения действительности, усиливает ^реалистический тон повествования, которое ведется от третьего лица, простым, разговорно-народным языком. Дина­ мичность повествования, повторения, инверсии, диалог при­ дают языку сказовый, напевный характер. В языке рас­ сказчика мы встречаем народные выражения: «Аксенов бо­ жился», «жена убивалась», «стала сказывать» и др., прибли­ жающие его к языку фольклорных произведений. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=