ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
I, ряющимися деталями Л. Толстой создает запоминающуюся внешность каторжника. Противопоставлением Аксенова ста рого Аксенову молодому писатель подчеркивает трагизм судьбы своего героя. Эта мысль усиливается изображением чувств жены Аксенова при свидании с ним: «Когда она уви дала его в острожном платье, в цепях, вместе с разбойни ками, — она ударилась о землю и долго не могла очнуть-* ся» (21, 248). Так, облекая действительные события в худо жественную форму, Л. Н. Толстой .подводит читателя к ос новной мысли рассказа: «Где суд, там и неправда». Честный человек Аксенов оказался жертвой социального зла. Интересен эпизод ареста Аксенова, во время которого герой не может справиться со своим душевным потрясени ем: «...голос у него обрывался, лицо было бледно, и он весь трясся от страха, как виноватый» (21, 248). Раскрывая ду шевное состояние героя в его действиях, писатель вклады вает большой идейно-художественный смысл в сравнение, как виноватый. С одной стороны, оно служит средством изо бразительности в обрисовке героя, выражает мысль писате ля, что страх — еще не признак виновности, с другой — пе редает взгляд полицейского на поведение Аксенова и харак теризует примитивность личности исправника, формально относящегося к решению судьбы человека. Гораздо обстоятельнее, чем в первой части рассказа,, изображена жизнь героя в остроге. Теперь перед нами уже другой человек не только по внешности, но и по характеру. Долгие годы несправедливой расправы, побои, лишения уби ли Аксенова. «Вся веселость его пропала. Он сгорбился, стал ходить тихо, говорил мало, никогда не смеялся и часто мо лился богу» (21, 249). Он стал жить для людей: выучился шить сапоги, ходатайствовал перед начальством за острож ных, разбирал ссоры заключенных, и «начальство любило Ак сенова за его смиренство, а товарищи острожные почитали его и называли «дедушкой» и «божьим человеком» (21, 249). Разуверившись в справедливости законов, он обратил все надежды на бога и, сообразуясь с требованиями религии, организует свою жизнь. В данном случае обращение к богу — своего рода протест против социального зла. Л. Толстой осуждает жестокие законы буржуазного об щества через восприятие купца: «И вспомнил (Аксенов— И. К.) лобное место, где его секли, и палача, и народ кру гом, и цепи, и колодников, и всю 26-летнюю острожную жизнь, и свою старость вспомнил» (21, 251). Воспоминания Аксенова, как и его жизнь, контрастны, и это делает их особенно живыми. Они являются упреком чиновничье-бю- рократическому аппарату России за погубленную человече скую жизнь. Писатель с мастерством гениального художника созда- 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=