ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

I, ряющимися деталями Л. Толстой создает запоминающуюся внешность каторжника. Противопоставлением Аксенова ста­ рого Аксенову молодому писатель подчеркивает трагизм судьбы своего героя. Эта мысль усиливается изображением чувств жены Аксенова при свидании с ним: «Когда она уви­ дала его в острожном платье, в цепях, вместе с разбойни­ ками, — она ударилась о землю и долго не могла очнуть-* ся» (21, 248). Так, облекая действительные события в худо­ жественную форму, Л. Н. Толстой .подводит читателя к ос­ новной мысли рассказа: «Где суд, там и неправда». Честный человек Аксенов оказался жертвой социального зла. Интересен эпизод ареста Аксенова, во время которого герой не может справиться со своим душевным потрясени­ ем: «...голос у него обрывался, лицо было бледно, и он весь трясся от страха, как виноватый» (21, 248). Раскрывая ду­ шевное состояние героя в его действиях, писатель вклады­ вает большой идейно-художественный смысл в сравнение, как виноватый. С одной стороны, оно служит средством изо­ бразительности в обрисовке героя, выражает мысль писате­ ля, что страх — еще не признак виновности, с другой — пе­ редает взгляд полицейского на поведение Аксенова и харак­ теризует примитивность личности исправника, формально относящегося к решению судьбы человека. Гораздо обстоятельнее, чем в первой части рассказа,, изображена жизнь героя в остроге. Теперь перед нами уже другой человек не только по внешности, но и по характеру. Долгие годы несправедливой расправы, побои, лишения уби­ ли Аксенова. «Вся веселость его пропала. Он сгорбился, стал ходить тихо, говорил мало, никогда не смеялся и часто мо­ лился богу» (21, 249). Он стал жить для людей: выучился шить сапоги, ходатайствовал перед начальством за острож­ ных, разбирал ссоры заключенных, и «начальство любило Ак­ сенова за его смиренство, а товарищи острожные почитали его и называли «дедушкой» и «божьим человеком» (21, 249). Разуверившись в справедливости законов, он обратил все надежды на бога и, сообразуясь с требованиями религии, организует свою жизнь. В данном случае обращение к богу — своего рода протест против социального зла. Л. Толстой осуждает жестокие законы буржуазного об­ щества через восприятие купца: «И вспомнил (Аксенов— И. К.) лобное место, где его секли, и палача, и народ кру­ гом, и цепи, и колодников, и всю 26-летнюю острожную жизнь, и свою старость вспомнил» (21, 251). Воспоминания Аксенова, как и его жизнь, контрастны, и это делает их особенно живыми. Они являются упреком чиновничье-бю- рократическому аппарату России за погубленную человече­ скую жизнь. Писатель с мастерством гениального художника созда- 82

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=