ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Л. Н. Толстого как писателя для детей: контрастирование картин жизни и портретов, экскурсы в прошлое героя, чем и достигается «срывание всех и всяческих масок». Быль делит ся на две части в соответствии с судьбой Аксенова. В начале рассказа писатель рисует привлекательную внешность моло дого купца: «Аксенов был русый, кудрявый, красивый и пер- * вый весельчак и песенник»3. Л. Толстой создает облик своего героя в духе фольклорных произведений: эпитеты «русый, кудрявый, красивый» часто встречаются в народ ных песнях и сказках в приложении к доброму молодцу. Портрет служит средством характеристики героя, помогает понять его душевную доброту, жизнерадостность. Эти же черты характера показываются писателем в поведении Ак сенова. Вот молодой купец на постоялом дворе «достал ги-. тару и стал играть» (21, 247). Душевные качества Аксено ва, отмеченные писателем в начале рассказа, подтвержда ются затем отзывами о нем односельчан: «...смолоду пил и гулял, но был человек хороший» (21, 248). О молодости купца читатель узнает из воспоминаний самого пострадав шего* Экскурс в радостное прошлое героя, резко контрасти рующее с его бедственным положением в настоящем,—при ем, вообще характерный для творчества Толстого. «И себя он вспоминал,— повествует писатель,— каким он был тог да — веселым, молодым; вспоминал, как он сидел на кры лечке на постоялом дворе, где его взяли, и играл на гита ре» (21, 251). Поэтические детали в изображении внешно сти, поведения героя, неоднократно повторяющиеся в ходе повествования, делают образ молодого куцца Аксенова за поминающимся и помогают писателю яснее выразить свою мысль, что Аксенов — честный человек, т. к. его облик и преступление несовместимы. В переходе ко второй части, где речь идет об аресте Ак сенова и его жизни в остроге, писатель прибегает к симво лической фольклорной детали — сну жены Аксенова, кото рый как бы предопределяет последующие события, делаег изображаемое живее и ярче. Перед отъездом Аксенова на ярмарку жена рассказывает ему: «Не знаю сама, чего бо юсь, а так дурно видела (во сне— И. К.), — видела, будто ты приходишь из города, снял шапку, а я гляжу: голова у тебя вся седая» (21, 247). И сон оказался вещим. Аксенов, несправедливо осужденный (его обвинили в убийстве по под логу), действительно поседел от горя. Писатель изображает своего героя в остроге через восприятие его жены. При сви дании с мужем она говорит: «Недаром я тогда, помнишь, ви дела сон, что ты сед стал. Вот уж и вправду ты с горя посе дел». А затем от себя дорисовывает портрет Аксенова-ост- рожника: «Волоса его на голове стали белые, как *снег, и борода отросла длинная, узкая и седая» (21, 249). Повто- 6 Заказ 8885, 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=