ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
КАШТАНОВА И. А. (Тула) РАССКАЗ-БЫЛЬ Л. Н. ТОЛСТОГО «БОГ ПРАВДУ ВИДИТ, ДА НЕ СКОРО СКАЖЕТ» В рассказах для детей есть у Л. Толстого одна быль, ко торая обращает на себя внимание открыто тенденциозным, религиозно-нравственным заглавием: «Бог правду видит, да не скоро скажет». Выразительное заглавие настораживает и читателей и исследователей творчества Толстого, а между тем смысл рассказа-были не сводится к проповеди догм хри стианского учения. Содержание его гораздо шире, смысл— богаче. А. Бабушкина справедливо отмечала: «Толстой оконча тельно меняет облик русской детской литературы, уводя ее из барской детской в крестьянскую избу» *. В рассказах-бы лях Л. Толстого для детей обличаются социальные проти воречия, общественное неравенство, критикуются жесто кие законы самодержавной России. Примером является быль Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет», предназначенная для детей и народа. Писатель в художест венной форме передает здесь рассказ Платона Каратаева из романа «Война и мир» о невинно пострадавшем купце, да и сам облик Аксенова напоминает нам купца, о котором пове ствует Каратаев. Профессор Н. Н. Гусев, раскрывая идей ную направленность были, справедливо отмечает, что она «служит прежде всего иллюстрацией изречения Платона Каратаева: «Где суд, там и неправда»2. Сюжет были состоит в следующем: невинного купца Аксенова, весельчака и ба лагура, несправедливо приговорили к суровому наказанию. Правосудие оказалось глухо к просьбам купца пересмотреть дело, и вся его жизнь прошла на каторге. Основная идея были — утверждение правды, вера в силу добра. В были используются основные приемы мастерства 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=