ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

КАШТАНОВА И. А. (Тула) РАССКАЗ-БЫЛЬ Л. Н. ТОЛСТОГО «БОГ ПРАВДУ ВИДИТ, ДА НЕ СКОРО СКАЖЕТ» В рассказах для детей есть у Л. Толстого одна быль, ко­ торая обращает на себя внимание открыто тенденциозным, религиозно-нравственным заглавием: «Бог правду видит, да не скоро скажет». Выразительное заглавие настораживает и читателей и исследователей творчества Толстого, а между тем смысл рассказа-были не сводится к проповеди догм хри­ стианского учения. Содержание его гораздо шире, смысл— богаче. А. Бабушкина справедливо отмечала: «Толстой оконча­ тельно меняет облик русской детской литературы, уводя ее из барской детской в крестьянскую избу» *. В рассказах-бы­ лях Л. Толстого для детей обличаются социальные проти­ воречия, общественное неравенство, критикуются жесто­ кие законы самодержавной России. Примером является быль Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет», предназначенная для детей и народа. Писатель в художест­ венной форме передает здесь рассказ Платона Каратаева из романа «Война и мир» о невинно пострадавшем купце, да и сам облик Аксенова напоминает нам купца, о котором пове­ ствует Каратаев. Профессор Н. Н. Гусев, раскрывая идей­ ную направленность были, справедливо отмечает, что она «служит прежде всего иллюстрацией изречения Платона Каратаева: «Где суд, там и неправда»2. Сюжет были состоит в следующем: невинного купца Аксенова, весельчака и ба­ лагура, несправедливо приговорили к суровому наказанию. Правосудие оказалось глухо к просьбам купца пересмотреть дело, и вся его жизнь прошла на каторге. Основная идея были — утверждение правды, вера в силу добра. В были используются основные приемы мастерства 80

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=