ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Разумеется, здесь эта символика сильно трансформирована, но роль и функция кольца, по существу, те же. Очень пока­ зательны в этом отношении некоторые эпизоды из романов Л. Н. Толстого. Так, например, в романе «Воскресение» при­ веден следующий разговор Нехлюдова с Мариеттой: «Они говорили о несправедливости власти, о страданиях несчастных, о бедности народа, но, в сущности, глаза их, смотревшие друг на друга под шум разговора, не переставая спрашивали: «можешь любить меня?» и отвечали: «могу», и половое чувство, принимая самые неожиданные и радужные формы, влекло их друг к другу. Уезжая, она сказала ему, что всегда готова служить ему, чем может, и просила era приехать к ней завтра вечером непременно, хоть на мину­ ту...—Да и когда я вас увижу опять? — прибавила она, вздохнув, и стала осторожно надевать перчатку на покрытую перстнями руку («Воскресение», ч. II, гл. XXIV). На вопрос Нехлюдова «можешь любить меня?», Мариетта отвечает «могу», и отвечает не глазами только, а и... руками. Это осторожное надевание перчатки на руку с кольцами — в данной ситуации, несомненно, сигнализирующий жест жен­ щины, готовой изменить мужу, но изменить в принятых в «свете» формах, не компрометируя себя. Это не уход от му­ жа, не разрыв с ним, не отказ от обручального кольца, а только осторожное прикрытие его (в числе других перстней) перчаткой любовника: это не глубокая страсть, а эпизоди­ ческий флирт. Не такова натура Анны Карениной: эта, когда полюбит, кольцо мужа не прикроет, а скинет: — Вы поедете на этот бал? — спросила Кити. — Я думаю, что нельзя будет не ехать. Вот, возьми — сказала она Тане, которая стаскивала легко сходившее коль­ цо с ее белого, тонкого в конце пальца («Анна Каренина», ч. I, гл. XX). Речь идет о том самом бале, на котором Вронский оста­ вит Кити для Анны. И указание, что кольцо легко сходило с руки Анны, и ее готовность его снять («вот, возьми») — чрезвычайно показательны. Это как бы сигнализирует о бу­ дущем разрыве Анны с мужем. И Толстой снова фиксирует наше внимание на кольцах, рассказывая о том, как Каренин, уже узнав об измене жены, глядит на ее портрет: «Невыносимо нагло и вызывающе подействовал на Алек­ сея Александровича вид отлично сделанного художником черного кружева на голове, черных волос и белой прекрас­ ной руки с безыменным пальцем , покрытым перстнями (там же, ч. III, гл. XIV). В противоположность Анне, мужу изменившей, о Кити, жене верной и примерной, Толстой считает нужным сооб­ щить, что «она внимательно слушала его [мужа] через ре- 76

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=