ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
которые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву. Других законов у них нет» 7. В этом биологическом сущест вовании есть для Толстого своя привлекательность и муд рость. Вот почему он поэтизирует жизнь казаков, представ ляя их прекрасными, сильными, свободными. В изображении красоты народной жизни выражается демократизм и гума низм Толстого, справедливо отмечаемый всеми исследова телями повести. Однако было бы ошибкой думать, что Толстой всецело принимает жизнь народа, видит в ней искомый идеал. Сопо ставление казаков и Оленина имеет целью выяснить не только прекрасное в жизни народа, но и досадное, что заме чает Оленин и что мешает ему опроститься. Это досадное есть все та же первозданность, очаровавшая Оленина своей свежестью и простотой и оттолкнувшая своей примитивно стью. Толстого как писателя-моралиста интересуют, в первую очередь, этические проблемы. Он выдвигает три основных этических категории, которые и являются мерилом ценности героев: представление о счастье, отношение к людям, от ношение к любви. Лейтмотивом повести является вопрос о счастье, поиски смысла жизни. После мучительных раздумий Оленин прихо дит к пониманию того, что жить надо не для себя, а для других и в этом заключается счастье жизни. Решение Оле нина Толстой рассматривает как высшее проявление нравст венности, так как оно означает отказ от эгоистического «я», всегда трудный, по Толстому, для человека. Эту сложную борьбу альтруизма и эгоизма Толстой раскрывает в Оленине. При всех колебаниях верх в Оленине берет высокое нрав ственное чувство, что и служит основой положительной оцен ки его Толстым. Высоту самоотвержения Оленина Толстой особенно подчеркивает в истории его взаимоотношений с Лу- кашкой. В свете открывшейся ему правды Оленин поступает ся своим чувством к Марьяне, испытывает искреннюю любовь к сопернику и в знак своего расположения дарит ему коня. Сознание того, что он делает добро, наполняет его счасть ем, «...ему было так хорошо на душе, как никогда в мире»,— пишет Толстой 8. Вся эта гамма сложных и высоких переживаний Оленина остается непонятной Лукашке не только потому, что он не посвящен в них, но главным образом потому, что он даже не подозревает о возможности их существования. Лукашка по нимает дело просто: дарят за что-то. «Но зачем был сделан этот подарок, этого он не мог понять, и потому не испытывал ни малейшего чувства благодарности» 9. Он подозревает Оле нина в злом умысле и, видимо, опасаясь чего-то, скрывает от Других истину. С опаской отнеслись к поступку Оленина те казаки, которые узнали правду. Мир чувств, руководящих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=