ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

которые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву. Других законов у них нет» 7. В этом биологическом сущест­ вовании есть для Толстого своя привлекательность и муд­ рость. Вот почему он поэтизирует жизнь казаков, представ­ ляя их прекрасными, сильными, свободными. В изображении красоты народной жизни выражается демократизм и гума­ низм Толстого, справедливо отмечаемый всеми исследова­ телями повести. Однако было бы ошибкой думать, что Толстой всецело принимает жизнь народа, видит в ней искомый идеал. Сопо­ ставление казаков и Оленина имеет целью выяснить не только прекрасное в жизни народа, но и досадное, что заме­ чает Оленин и что мешает ему опроститься. Это досадное есть все та же первозданность, очаровавшая Оленина своей свежестью и простотой и оттолкнувшая своей примитивно­ стью. Толстого как писателя-моралиста интересуют, в первую очередь, этические проблемы. Он выдвигает три основных этических категории, которые и являются мерилом ценности героев: представление о счастье, отношение к людям, от­ ношение к любви. Лейтмотивом повести является вопрос о счастье, поиски смысла жизни. После мучительных раздумий Оленин прихо­ дит к пониманию того, что жить надо не для себя, а для других и в этом заключается счастье жизни. Решение Оле­ нина Толстой рассматривает как высшее проявление нравст­ венности, так как оно означает отказ от эгоистического «я», всегда трудный, по Толстому, для человека. Эту сложную борьбу альтруизма и эгоизма Толстой раскрывает в Оленине. При всех колебаниях верх в Оленине берет высокое нрав­ ственное чувство, что и служит основой положительной оцен­ ки его Толстым. Высоту самоотвержения Оленина Толстой особенно подчеркивает в истории его взаимоотношений с Лу- кашкой. В свете открывшейся ему правды Оленин поступает­ ся своим чувством к Марьяне, испытывает искреннюю любовь к сопернику и в знак своего расположения дарит ему коня. Сознание того, что он делает добро, наполняет его счасть­ ем, «...ему было так хорошо на душе, как никогда в мире»,— пишет Толстой 8. Вся эта гамма сложных и высоких переживаний Оленина остается непонятной Лукашке не только потому, что он не посвящен в них, но главным образом потому, что он даже не подозревает о возможности их существования. Лукашка по­ нимает дело просто: дарят за что-то. «Но зачем был сделан этот подарок, этого он не мог понять, и потому не испытывал ни малейшего чувства благодарности» 9. Он подозревает Оле­ нина в злом умысле и, видимо, опасаясь чего-то, скрывает от Других истину. С опаской отнеслись к поступку Оленина те казаки, которые узнали правду. Мир чувств, руководящих

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=