ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
ском земледелии. Он ведь прямо заявляет, что народная бедность происходит не от неправильного распределения поземельной собственности, а от... «цивилизации», путей сообщения, развития промышленности, якобы уместных в Европе, но несвоевременных в России. Это несколько завуа лированная, но типичная концепция крупного землевладель ца, чувствующего надвигающийся конец своего бытия и пы тающегося этот конец как можно дальше отодвинуть. Конец этот однако (Левин понимает это и сам) неизбежен. «Мне», говорит Левин Облонскому, «досадно и обидно видеть это, со всех сторон совершающееся обеднение дворянства, к ко торому я принадлежу... Тут арендатор-поляк купил за пол цены у барыни, которая живет в Ницце, чудесное имение. Тут отдают купцу в аренду за рубль десятину землю, кото рая стоит десять рублей. Тут ты безо всякой причины пода рил этому плуту [купцу Рябинину] тридцать тысяч» 7. Сетования Левина, однако, ни к чему: купец Рябинин заберет лес Облонского, а сам Облонский для поправки сво их материальных обстоятельств будет домогаться службы в ведомстве тех самых железных дорог, против которых так ополчается Левин. Да, Облонский вынужден идти на прием к железнодорожному подрядчику Болгаринову8, хотя «ему было неловко, что он, потомок Рюрика, князь Облонский, ждал два часа в приемной», и когда, наконец, Болгаринов «с чрезвычайной учтивостью принял его, очевидно, торжест вуя его унижением, и почти отказал ему, Степан Аркадьевич, поторопился как можно скорее забыть это» 9. Этот эпизод очень поучителен. На тех самых путях (пу тях, в прямом смысле этого слова—железнодорожных), на которых Анна находит свою смерть, ее брат вынужден ис кать себе новые источники жизни. Так железнодорожная «сеть» своими петлями охватывает обоих Облонских, сестру и брата. И если конец Анны под поездом может быть вос принят как частный случай, то уже конец Рюриковича Об лонского на службе в железнодорожном ведомстве, несом ненно, явление порядка социального: его явно переезжает «локомотив истории»... Кстати отметим, что в дворянской среде служба на же лезной дороге считалась падением. Так младший брат Ива на Ильича слыл в семье неудачником: «он в разных ме стах везде напортил себе и теперь служил по железным до рогам, его отец и братья и особенно их жены не только не любили встречаться с ним, но, без крайней необходимости, и не вспоминали о его существовании» 10. «Не любили встречаться... не вспоминали о его сущест вовании», но ведь это политика страуса: от «железной до роги» ие уйти. Племянник Облонского, сын Каренина, маль чик еще школьного возраста, рассказывает о своих играх- 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=