ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

жизни, а все это в целом-с проклято, все это настроение наших последних веков, в его общем целом, научном и прак­ тическом... Вопрос у нас в том, что не ослабели ли «источ­ ники жизни» с усилением... — Железных дорог?— крикнул Коля. — Не железных путей сообщения, а всего того направ­ ления, которому железные дороги могут послужить, так ска­ зать, картиной, художественным выражением. Спешат, гре­ мят, стучат и торопятся для счастия, говорят, человечест­ ва! «Слишком шумно и промышленно становится в челове­ честве, мало спокойствия духовного», жалуется один уда­ лившийся мыслитель5. Разберемся, каково реальное содержание слов нарочито юродствующего Лебедева: чьи, с усилением железных до­ рог, помутились «источники жизни»? Конечно, прежде и больше всего — поместного дворянства, той его части, кото­ рая или не захотела или не сумела приспособиться к усло­ виям того времени, когда стало «шумно и промышленно». Из этой-то среды и вышли те, которые к новому «железно­ дорожному направлению» относились с нескрываемой нена­ вистью и, что еще социально показательнее, с неодолимым страхом. Эту поместно-дворянскую оппозицию к буржуазии, оппозицию реакционную, следует, конечно, отличать от оппо­ зиции (того же времени) радикально-демократической, про­ грессивной, нашедшей себе, например, выражение в извест­ ном некрасовском стихотворении «Железная дорога». Это оппозиции различных социальных слоев. Очень показа­ тельна в этом отношении та позиция, которую занимает один из главных героев «Анны Карениной» Константин Ле­ вин. В подготовляемом им к печати сочинении «О причинах невыгодного положения земледелия в России» он писал: «...бедность России происходит не только от неправиль­ ного распределения поземельной собственности и ложного направления, но что этому содействовали в последнее вре­ мя ненормально привитая России внешняя цивилизация, в особенности, пути сообщения, железные дороги , повлек­ шие за собою централизацию в городах, развитие роско­ ши и вследствие того, в ущерб земледелию, развитие фаб­ ричной промышленности, кредита и его спутника—биржевой игры... При нашем неправильном пользовании землей же­ лезные дороги, вызванные не экономическою, но политиче­ скою необходимостью, были преждевременны... Пути сооб­ щения, усиление фабричной деятельности, несомненно не­ обходимые в Европе, где они своевременны, у нас только сделали вред, отстранив главный очередной вопрос устрой­ ства земледелия» 6. О чем здесь Левин ходатайствует, об устройстве како­ го, чьего земледелия он печется? Менее всего — о крестьян­ 68

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=