ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Ох, боюсь я, боюсь вагонов железной дороги, ужас находит на меня. Л. Толстой. Крейцерова соната. Литературоведы, разбирая вопрос о самоубийстве Ан- мы Карениной, о способе этого самоубийства, обычно ука­ зывают, что смерть Анны под поездом предуготовлена уже в самом начале романа, при первом ее появлении, когда поездом, которым она прибыла из Петербурга в Москву, был раздавлен железнодорожный сторож, и она, с трудом удер­ живая слезы, шепчет: «Дурное предзнаменование» (ч. I, гл. 18). Впервые тогда Анна встретилась с Вронским и, та­ ким образом, уже на самое начало их любви брошен тог зловещий отсвет смерти, которой эта любовь завершится. И когда Анна решила покончить с собой, ей вспомнилась именно та форма насильственной смерти, которая так ее поразила: «и вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, что ей надо делать» (ч. VII, гл. 31). Так отреагировала Анна на дав пюю душевную травму. Это верно. Но это все же не может служить объяснени­ ем способа самоубийства Анны, ибо на самом деле, вопре­ ки развитию действия в романе, творческий путь романиста ведь был обратным: не потому Анна выбрала смерть под поездом, что такова была смерть железнодорожника, а на­ оборот, именно потому, что автор наметил эту форму смер­ ти своей героини, он и предуготовил ей соответствующее предварительное впечатление. Смерть Анны (в конце рома­ на) потребовала ретроспективно смерти железнодорожника (в начале романа); в этом смысле, она «виновница» его ги­ бели, а не он—ее. Таким образом, смерть железнодорожни­ ка показывает только, как у Толстого каждая деталь пове­ ствования не случайна, а глубоко продумана, но еще не яв­ ляется ответом на вопрос, почему Анна погибла именно то ним способом. Не является ответом на этот вопрос также и то, что на форму самоубийства Анны повлияла гибель некоей Пирого­ вой, которая на станции Ясенки (вблизи Ясной Поляны) также покончила с собой, бросившись под поезд. Смерть Пироговой (при ее анатомировании Толстой присутствовал) произвела глубокое впечатление на Толстого и могла, ко­ нечно, найти впоследствии отражение в его романе3. Но и случай с Пироговой, хотя и представляет интерес как один из творческих импульсов, все же не может слу­ жить ответом на поставленный вопрос. При всей значимо сти литературных прототипов, ими, только ими, объяснять «Железная дорога» в творчестве J1. Н. Толстого 66

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=