ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Ох, боюсь я, боюсь вагонов железной дороги, ужас находит на меня. Л. Толстой. Крейцерова соната. Литературоведы, разбирая вопрос о самоубийстве Ан- мы Карениной, о способе этого самоубийства, обычно ука зывают, что смерть Анны под поездом предуготовлена уже в самом начале романа, при первом ее появлении, когда поездом, которым она прибыла из Петербурга в Москву, был раздавлен железнодорожный сторож, и она, с трудом удер живая слезы, шепчет: «Дурное предзнаменование» (ч. I, гл. 18). Впервые тогда Анна встретилась с Вронским и, та ким образом, уже на самое начало их любви брошен тог зловещий отсвет смерти, которой эта любовь завершится. И когда Анна решила покончить с собой, ей вспомнилась именно та форма насильственной смерти, которая так ее поразила: «и вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, что ей надо делать» (ч. VII, гл. 31). Так отреагировала Анна на дав пюю душевную травму. Это верно. Но это все же не может служить объяснени ем способа самоубийства Анны, ибо на самом деле, вопре ки развитию действия в романе, творческий путь романиста ведь был обратным: не потому Анна выбрала смерть под поездом, что такова была смерть железнодорожника, а на оборот, именно потому, что автор наметил эту форму смер ти своей героини, он и предуготовил ей соответствующее предварительное впечатление. Смерть Анны (в конце рома на) потребовала ретроспективно смерти железнодорожника (в начале романа); в этом смысле, она «виновница» его ги бели, а не он—ее. Таким образом, смерть железнодорожни ка показывает только, как у Толстого каждая деталь пове ствования не случайна, а глубоко продумана, но еще не яв ляется ответом на вопрос, почему Анна погибла именно то ним способом. Не является ответом на этот вопрос также и то, что на форму самоубийства Анны повлияла гибель некоей Пирого вой, которая на станции Ясенки (вблизи Ясной Поляны) также покончила с собой, бросившись под поезд. Смерть Пироговой (при ее анатомировании Толстой присутствовал) произвела глубокое впечатление на Толстого и могла, ко нечно, найти впоследствии отражение в его романе3. Но и случай с Пироговой, хотя и представляет интерес как один из творческих импульсов, все же не может слу жить ответом на поставленный вопрос. При всей значимо сти литературных прототипов, ими, только ими, объяснять «Железная дорога» в творчестве J1. Н. Толстого 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=