ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
М. С. АЛЬТМАН (Ленинград) ЭТЮДЫ О ТВОРЧЕСТВЕ л. н т о л с т о г о В настоящих этюдах и заметках анализируются различ ные проблемы творчества Л. Н. Толстого: идейно-художе ственная значимость формы самоубийства Анны Карениной («Железная дорога»), одна особенность языка и стиля Тол стого (по звуковым ассодиациям), о еще одном прототипе Ивана Ильича («Иван Ильич и Пелагея Ильинишна»), связь творчества Толстого с фольклором («Медвежья свадьба» и «Символика колец»), переклики Толстого с другими писа телями —- Пушкиным, Достоевским, Некрасовым, Горьким. Эти мои этюды о Толстом, как и мои прежние о нем же ', связаны единой целью — стремлением показать, что Лев Толстой, мастер, по преимуществу, монументального стиля, создатель огромных художественных полотен, был одновре менно (редчайшее сочетание!) и непревзойденным «умель цем» в тщательной отделке каждой художественной детали. Порою, на первый взгляд, может показаться, что та или иная деталь произведения Толстого случайна и даже излиш ня, на самом же деле в творчестве Толстого нет ничего лишнего: каждая деталь глубоко оправдана, ни один эпи зод не самодовлеет, а неразрывно, органически связан с идей но-поэтической концепцией произведения в целом. Очень весомо сказал об этом сам Толстой: «Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что... та ма ленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертит ся, есть одна из существеннейших частей машины» 2. Вот это-то положение Толстого (одно из весьма сущест венных в его поэтике) мы и проиллюстрируем примерами из самых различных произведений Толстого на всем протяже нии его литературной деятельности. 5 Заказ 8881 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=