ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

ко потребовалось ему для уяснения того, что ничего интерес­ ного (интересного для формального ведения дела) Федя все равно не скажет. Умением действующего лица «выслушивать» собеседни­ ка Толстой подчеркивал не только какое-либо одно домини­ рующее переживание, но и целый комплекс разнородных ощущений действующего лица в одно и то же время. По­ следнее относится, главным образом, к персонажам, согре­ тым авторской симпатией. Так, художник Петушков (дей­ ствие V, картина 1) «выслушивает» Протасова потому, что рассказ Феди глубоко взволновал его, заставил его не толь­ ко вникнуть в жизнь Феди, но и еще раз осмыслить свою собственную жизнь. Поэтому у него и возникают самые разнообразные сопоставления и аналогии. Это подчеркнуто и часто повторяющимися репликами Петушкова («Я пони­ маю, я понимаю»), и его стремлением внести (посредством обращения к приемам создания контраста в живописи) до­ полнительную ясность в намеченный Протасовым контраст между «обычностью» чувства светской женщины и «чистой, самоотверженной любовью» цыганки Маши («Да, это у нас в живописи валёр называется. Только тогда можно сделать вполне ярко-красный, когда кругом... Ну, да не в том дело. Я понимаю, я понимаю...»), и его откровенным восхищени­ ем поступками Протасова («Идеально», «Да, ваша жизнь удивительная»), и сопоставлением своей семейной жизни с семейной жизнью Феди («Ну, а семейная жизнь? Я бы был счастлив, если бы у меня была жена. Меня жена погуби­ ла») и т. д. (т. 34, стр. 74—77). Тем самым полнее раскры­ вается авторская характеристика художника Петушкова. Петушков,— отмечает Толстой,— «внимательный, нежный человек, с длинными волосами, духовного вида» (т. 34, стр. 74). Поэтому Феде с ним «легко и приятно». Изображение того, как «слушает» собеседника герой, ча­ сто становится средством выявления за внешним, видимым глубоко скрытого, интимно-тайного. Так, например, князь Абрезков во время своего визита к Протасову ограничивает­ ся тем, что лишь изредка задает наводящие вопросы. Тем самым он довольно быстро добивается нужного ему ответа, и после, в гостиной Анны Дмитриевны, может похвастаться, что он, ничем не выдав своих истинных намерений, с че­ стью выполнил поручение своего давнишнего друга (т. 34, стр. 55—59). По ремаркам автора, Федя при разговоре с другими ли­ цами часто молчит, смотрит в глаза, пытаясь разгадать со­ кровенные думы собеседника, а когда становится что-либо ясно, а молчание неприлично, он, торопясь, повторяет слова , приходит в восторг и т. д. Примечательна первая ремарка автора, относящаяся к Феде. До второй картины первого 63

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=