ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
ко потребовалось ему для уяснения того, что ничего интерес ного (интересного для формального ведения дела) Федя все равно не скажет. Умением действующего лица «выслушивать» собеседни ка Толстой подчеркивал не только какое-либо одно домини рующее переживание, но и целый комплекс разнородных ощущений действующего лица в одно и то же время. По следнее относится, главным образом, к персонажам, согре тым авторской симпатией. Так, художник Петушков (дей ствие V, картина 1) «выслушивает» Протасова потому, что рассказ Феди глубоко взволновал его, заставил его не толь ко вникнуть в жизнь Феди, но и еще раз осмыслить свою собственную жизнь. Поэтому у него и возникают самые разнообразные сопоставления и аналогии. Это подчеркнуто и часто повторяющимися репликами Петушкова («Я пони маю, я понимаю»), и его стремлением внести (посредством обращения к приемам создания контраста в живописи) до полнительную ясность в намеченный Протасовым контраст между «обычностью» чувства светской женщины и «чистой, самоотверженной любовью» цыганки Маши («Да, это у нас в живописи валёр называется. Только тогда можно сделать вполне ярко-красный, когда кругом... Ну, да не в том дело. Я понимаю, я понимаю...»), и его откровенным восхищени ем поступками Протасова («Идеально», «Да, ваша жизнь удивительная»), и сопоставлением своей семейной жизни с семейной жизнью Феди («Ну, а семейная жизнь? Я бы был счастлив, если бы у меня была жена. Меня жена погуби ла») и т. д. (т. 34, стр. 74—77). Тем самым полнее раскры вается авторская характеристика художника Петушкова. Петушков,— отмечает Толстой,— «внимательный, нежный человек, с длинными волосами, духовного вида» (т. 34, стр. 74). Поэтому Феде с ним «легко и приятно». Изображение того, как «слушает» собеседника герой, ча сто становится средством выявления за внешним, видимым глубоко скрытого, интимно-тайного. Так, например, князь Абрезков во время своего визита к Протасову ограничивает ся тем, что лишь изредка задает наводящие вопросы. Тем самым он довольно быстро добивается нужного ему ответа, и после, в гостиной Анны Дмитриевны, может похвастаться, что он, ничем не выдав своих истинных намерений, с че стью выполнил поручение своего давнишнего друга (т. 34, стр. 55—59). По ремаркам автора, Федя при разговоре с другими ли цами часто молчит, смотрит в глаза, пытаясь разгадать со кровенные думы собеседника, а когда становится что-либо ясно, а молчание неприлично, он, торопясь, повторяет слова , приходит в восторг и т. д. Примечательна первая ремарка автора, относящаяся к Феде. До второй картины первого 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=