ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
му слушают собеседника его герои, но и то, как они слуша ют, какие ощущения и переживания возникают у них в этот момент. Чаще всего этим приемом подчеркивается какое- либо одно доминирующее переживание действующего лица. Так, психологическое состояние Лизы во второй картине чет вертого действия, когда она выслушивает признание Каре нина, дано в единой тональности («Я чувствую, что вся полна, купаюсь в своем счастии»,— незадолго до этого го ворит она), без всяких дополнительных вариаций. Слова Каренина для нее полны чарующей прелести. Ей приятно слушать Каренина, поэтому она и не перебивает eit>. В этой же картине имеется и еще одно место, требую щее пояснения. Почему Каренин дважды читает (и никак не реагирует) письмо Протасова, в котором тот сообщает, что «должен уничтожиться? Я и уничтожаюсь. Когда вы получите это письмо, меня не будет» (т. 34, стр. 72). В самом деле, как объяснить этот момент? Ведь Каре нин вначале читает письмо Протасова про себя и узнает, о чем сообщается в нем («Это ужасно»,— говорит он). А за тем, по требованию Лизы, он вновь читает письмо цели ком, почти никак не реагируя на страшное решение Прота сова «уничтожиться». Повторное чтение письма является важным средством характеристики Каренина, подчеркивает его «холодность» и бездушие. Если переживания Лизы про являются здесь в ее нетерпеливых возгласах: «Да прочти, что?», «Что?, что?», «Читай», а по ходу чтения письма она «хватает письмо», «хватает за руку Каренина», то Каренин остается все время неподвижным. Внешне его реакция вы ражена лишь тем, что он «остановился». Переживания дей ствующих лиц здесь опять даны через изображение того, как они воспринимают сообщение Феди о принятом им ре шении. Точно так же судебный следователь «выслушивает» Про тасова в первой картине шестого действия «по свойствам своего характера». Говоря об этой сцене, в первую очередь можно было бы указать на точное воспроизведение Тол стым характерной картины снятия допроса, когда обвиняе мый имеет возможность давать полные и пространные пока зания, а ведущие допрос обязаны их выслушать и зафикси ровать. Однако Толстой стремится не только к внешнему правдоподобию. Не следует забывать, что до монолога Про тасова судебный следователь несколько раз перебивал его, перебивал тогда, когда тот в своих репликах касался лич ных качеств блюстителя закона. Судебный следователь «вы слушивает» Протасова в надежде, что Федя каким-либо образом прольет свет на неясные еще для него вопросы в этом деле, например, вопрос о деньгах, посланных в свое время Карениным. Он «выслушивает» ровно столько, сколь 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=