ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

му слушают собеседника его герои, но и то, как они слуша­ ют, какие ощущения и переживания возникают у них в этот момент. Чаще всего этим приемом подчеркивается какое- либо одно доминирующее переживание действующего лица. Так, психологическое состояние Лизы во второй картине чет­ вертого действия, когда она выслушивает признание Каре­ нина, дано в единой тональности («Я чувствую, что вся полна, купаюсь в своем счастии»,— незадолго до этого го­ ворит она), без всяких дополнительных вариаций. Слова Каренина для нее полны чарующей прелести. Ей приятно слушать Каренина, поэтому она и не перебивает eit>. В этой же картине имеется и еще одно место, требую­ щее пояснения. Почему Каренин дважды читает (и никак не реагирует) письмо Протасова, в котором тот сообщает, что «должен уничтожиться? Я и уничтожаюсь. Когда вы получите это письмо, меня не будет» (т. 34, стр. 72). В самом деле, как объяснить этот момент? Ведь Каре­ нин вначале читает письмо Протасова про себя и узнает, о чем сообщается в нем («Это ужасно»,— говорит он). А за­ тем, по требованию Лизы, он вновь читает письмо цели­ ком, почти никак не реагируя на страшное решение Прота­ сова «уничтожиться». Повторное чтение письма является важным средством характеристики Каренина, подчеркивает его «холодность» и бездушие. Если переживания Лизы про­ являются здесь в ее нетерпеливых возгласах: «Да прочти, что?», «Что?, что?», «Читай», а по ходу чтения письма она «хватает письмо», «хватает за руку Каренина», то Каренин остается все время неподвижным. Внешне его реакция вы­ ражена лишь тем, что он «остановился». Переживания дей­ ствующих лиц здесь опять даны через изображение того, как они воспринимают сообщение Феди о принятом им ре­ шении. Точно так же судебный следователь «выслушивает» Про­ тасова в первой картине шестого действия «по свойствам своего характера». Говоря об этой сцене, в первую очередь можно было бы указать на точное воспроизведение Тол­ стым характерной картины снятия допроса, когда обвиняе­ мый имеет возможность давать полные и пространные пока­ зания, а ведущие допрос обязаны их выслушать и зафикси­ ровать. Однако Толстой стремится не только к внешнему правдоподобию. Не следует забывать, что до монолога Про­ тасова судебный следователь несколько раз перебивал его, перебивал тогда, когда тот в своих репликах касался лич­ ных качеств блюстителя закона. Судебный следователь «вы­ слушивает» Протасова в надежде, что Федя каким-либо образом прольет свет на неясные еще для него вопросы в этом деле, например, вопрос о деньгах, посланных в свое время Карениным. Он «выслушивает» ровно столько, сколь­ 62

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=