ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

что думаю. (Письмоводителю). А вы пишите. По крайней мере, в первый раз будут в протоколе разумные человече­ ские речи...» (т. 34, стр. 92—93). Протасов хорошо понимает, что все люди, попадая сю­ да, к «борцам за правосудие», лицемерили, говорили не­ правду, опасаясь карающей силы «закона», а он не боится десницы «закона», в первый раз произносит в таком месте «разумные человеческие речи». Убежденность в своей пра­ воте, в нравственном превосходстве над «борцами за пра­ восудие» придает речи Протасова огромную силу эмоцио­ нального воздействия. Взрыв негодования Протасова в этой сцене психологически оправдан, он подготовлен был всеми предшествующими обстоятельствами его жизни. Чаша него­ дования и терпения Протасова уже давно была наполнена до краев. Однако нетрудно заметить, что протест Протасо­ ва и в этой картине носит ограниченный характер: ведь он определил для себя третий из намеченных им путей — «пить, гулять, петь», вообще «забыться». Он хотел по-свое­ му разрешить конфликт, однако обстоятельства вновь ста­ вят его перед лицом закона, которого он стремился избежать. «Нет того положения, которое было бы хуже моего»,— гово­ рит Протасов. Это признание примечательно: оно свидетель­ ствует о том, что в сознание Протасова уже закралось сом­ нение в правильности выбранного им пути. Вполне понятно, что для него не может быть и речи о том, чтобы вернуться к прежнему образу жизни, встать на путь увеличения окру­ жающей «пакости» жизни. Но встать на путь разрушения окружающей «пакости» Протасов тоже не может, он пси­ хологически не подготовлен к этому. Безвыходность поло­ жения, осознанная самим Протасовым, и определила тра­ гическую развязку в конце драмы. * * * Возникает вопрос: почему же одни действующие лица го­ ворят, а другие продолжительное время их слушают, не противоречит ли это общему принципу Толстого, отрицаю­ щему именно такой путь характеристики действующих лиц драматического произведения? На этот вопрос следует от­ ветить отрицательно. Монологи в «Живом трупе» играют двоякую роль. С одной стороны, они подчеркивают сущест­ венные черты характера персонажей, а с другой, способст­ вуют раскрытию характера собеседника. Умение действую­ щего лица «выслушивать по свойствам своего характера», является не менее важным приемом психологической харак­ теристики, чем его умение говорить «по свойствам своего характера и ораторского искусства». Для Толстого далеко не безразлично не только то, поче­ 61

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=