ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
что думаю. (Письмоводителю). А вы пишите. По крайней мере, в первый раз будут в протоколе разумные человече ские речи...» (т. 34, стр. 92—93). Протасов хорошо понимает, что все люди, попадая сю да, к «борцам за правосудие», лицемерили, говорили не правду, опасаясь карающей силы «закона», а он не боится десницы «закона», в первый раз произносит в таком месте «разумные человеческие речи». Убежденность в своей пра воте, в нравственном превосходстве над «борцами за пра восудие» придает речи Протасова огромную силу эмоцио нального воздействия. Взрыв негодования Протасова в этой сцене психологически оправдан, он подготовлен был всеми предшествующими обстоятельствами его жизни. Чаша него дования и терпения Протасова уже давно была наполнена до краев. Однако нетрудно заметить, что протест Протасо ва и в этой картине носит ограниченный характер: ведь он определил для себя третий из намеченных им путей — «пить, гулять, петь», вообще «забыться». Он хотел по-свое му разрешить конфликт, однако обстоятельства вновь ста вят его перед лицом закона, которого он стремился избежать. «Нет того положения, которое было бы хуже моего»,— гово рит Протасов. Это признание примечательно: оно свидетель ствует о том, что в сознание Протасова уже закралось сом нение в правильности выбранного им пути. Вполне понятно, что для него не может быть и речи о том, чтобы вернуться к прежнему образу жизни, встать на путь увеличения окру жающей «пакости» жизни. Но встать на путь разрушения окружающей «пакости» Протасов тоже не может, он пси хологически не подготовлен к этому. Безвыходность поло жения, осознанная самим Протасовым, и определила тра гическую развязку в конце драмы. * * * Возникает вопрос: почему же одни действующие лица го ворят, а другие продолжительное время их слушают, не противоречит ли это общему принципу Толстого, отрицаю щему именно такой путь характеристики действующих лиц драматического произведения? На этот вопрос следует от ветить отрицательно. Монологи в «Живом трупе» играют двоякую роль. С одной стороны, они подчеркивают сущест венные черты характера персонажей, а с другой, способст вуют раскрытию характера собеседника. Умение действую щего лица «выслушивать по свойствам своего характера», является не менее важным приемом психологической харак теристики, чем его умение говорить «по свойствам своего характера и ораторского искусства». Для Толстого далеко не безразлично не только то, поче 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=