ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
вает как добро. И добро, и красота одинаково ценны для Толстого, но несовместимы, с его точки зрения, в жизни каж дого из героев. Из жизни Илюшки исключается добро, из жиз ни Нехлюдова — красота и поэтическая гармония. И то об стоятельство, что Толстой не может поступиться ни прекрас ным, ни нравственным и не видит возможности соединить их, объясняет неопределенность общего вывода писателя, замеченная еще Чернышевским. Мотив опрощения намечен, но не осуществлен в силу сложности задач, вставших на пути писателя и его героя. Несколько иная, более критическая оценка природного начала в жизни народа дается в рассказе «Три смерти». Здесь сопоставляется и противопоставляется жизнь дворян ства и крестьянства. И хотя первая (дворянская) всецело отвергается как жизнь, основанная на лжи и эгоизме, вто рая тоже не может быть приемлема абсолютно. Делая крестьянина носителем более мудрого отношения к жизни и смерти, Толстой отнюдь не рассматривает его как идеальное, как норму поведения. Мужик спокойно приемлет неизбежное, и это мудро, но он умирает до обидного просто и прозаично. Смерть ямщика рисуется Толстым с чисто био логической стороны, а сама мудрость его оборачивается при митивностью. Если в «Утре помещика» биологически простое рассмат ривалось Толстым как прекрасное, хотя и не связанное с этическим, то в «Трех смертях» Толстой разграничивает био логическую правду и красоту. Смерти крестьянина писатель противопоставляет гибель дерева, которое умирает величаво прекрасно. Здесь та же биология, но смягченная и возвышен ная красотой, облагораживающей даже смерть. Источник этой красоты в природности. Но если для дерева природность прекрасна, то для крестьянина она хотя и необходима, но не достаточна, так как исключает духовное начало, обязатель ное для человека. Сопоставляя смерть мужика и дерева, Толстой показывает суть биологической жизни, мудрой в своей простоте и цельности и непривлекательной в своей при митивности. Повесть «Казаки» преемственно связана с «Утром поме щика» и «Тремя смертями» не только постановкой общих задач, но и их решением. Сравнивая жизнь народа и дворянства, писатель отвер гает последнюю, так как не находит в ней ни простоты, ни цельности, ни красоты, так характерных для жизни каза ков. Источник формирования этих свойств писатель видит в близости народа к природе. Оленину, присматривающемуся к казакам, приоткрывается внутренний смысл их жизни: «...люди живут, как живет природа: умирают, родятся, сово купляются, опять родятся, дерутся, пьют, едят, радуются и •опять умирают, и никаких условий, исключая тех неизменных, 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=