ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
году он говорил: «Всю разницу между романом и драмой я понял, когда засел за свою «Власть тьмы». Понял off то, что монологи, позволяющие в романе раскрыть внутренний мир человека, совсем неуместны в драматургии. «Правда, и я не удержался,— оговаривается он,— и я несколько моно логов вклеил в «Власть тьмы», но вклеивая их, я чувство вал, что делаю не то. Трудно старому романисту удержать- > ся от этого, как трудно бывает кучеру сдержать лошадей, когда с горы напирает на них тяжелый рыдван» 4. Толстой всегда стремился к идеальному способу изобра жения событий и действующих лиц, ему хотелось в своих драматических произведениях совсем обойтись без моноло гов в обычном смысле слова. Однако и в «Живом трупе» Толстой не отказался от монологической речи, хотя моноло ги эти довольно своеобразны. 3! декабря 1900 года Толстой записал в дневнике: «Ду мал нынче о том, что главная неестественность драматиче ских произведений есть то, что говорят все лица одинаково долго и их слушают. В действительности это не так: каж дое лицо имеет возможность говорить и выслушивать но свойствам своего характера и ораторского искусства. Хотел так переделать свою драму» (т. 54, стр. 79). Речь идет, таким образом, о новом качестве монологов. В «Живом трупе» они являются одним из главных средств психологической характеристики действующих лиц, а сама форма монологов исключительно разнообразна, и разнооб разие это отражает внутренний мир героя и определяется той ситуацией, в которой произносится тот или иной моно лог. Таких монологов, когда действующие лица говорят «долго и их слуш'ают», в «Живом трупе» три: один произносит Ка ренин (вторая картина четвертого действия), два других- Протасов (первая картина пятого действия и первая карти на шестого действия). И монолог Каренина и монологи Протасова относятся к прошлому, к тому, что уже соверши лось до настоящего момента. Тем самым лишний раз под черкивается, что действующие лица внимательно анализи руют прошлое, стремясь понять природу конфликта, того запутанного узла противоречий, который был уже завязан до начала действия драмы. Сравним для этого монолог Ка ренина и монолог Протасова в первой картине пятого дей ствия драмы. Во второй картине четвертого действия Каренин призна ется Лизе в своем чувстве, признается именно в тот мо мент, когда Федя «определенно обещал» дать Лизе развод. Каренин, твердо уверенный в том, что Федя «исполнит обе щание» (к тому же Каренин ожидает Воскресенского—свое го секретаря, который послан к Протасову, чтобы тот под 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=