ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

внешне выглядит незначительным, второстепенным, а по сути дела играет важную роль в раскрытии «подводного» течения второго плана. Ограничимся одним примером. В последней картине драмы местом действия является «коридор в здании окружного суда. На заднем плане стек­ лянная дверь, у которой стоит курьер». Там, в зале разби­ рается дело Протасова, а здесь в коридоре сталкиваются люди, стоящие на различных полюсах жизни: «непризнан­ ный гений» Иван Петрович Александров и аристократ князь Абрезков. Между собой они не произносят ни одного сло­ ва. Однако их присутствие в коридоре окружного суда да­ леко не .случайно. Эта деталь выполняет свою особую роль. Различное отношение молодого адвоката и даже курьера к «непризнанному гению» Ивану Петровичу и аристократу князю Абрезкову косвенным образом иллюстрирует отноше­ ние суда и публики к упавшему на дно Протасову и аристо­ кратам Виктору Каренину и Лизе. В ремарках первой ча­ сти картины Толстой настойчиво подчеркивает, что из зала суда «раздаются аплодисменты» и даже в некоторые мо­ менты в открытую дверь «виден говорящий адвокат». То, что происходит в коридоре суда, становится своеобразным символическим сопровождением происходящего в зале. Это подтверждается и словами молодого адвоката о том, что «подсудимые несут свое положение» «с большим достоинст­ вом, особенно Каренин и Лизавета Андреевна. Не их судят, а они судят общество». А на вопрос князя Абрезкова: «Ну, а Протасов?», молодой адвокат отвечает: «Ужасно взвол­ нован. Весь трясется как-то... В каком-то особенном воз­ буждении» (т. 34, стр. 95). Правильно подмеченное молодым адвокатом психологическое состояние Феди на суде стано­ вится более ясным позднее, когда Иван Петрович передает ему револьвер. Следовательно, взволнованность Протасова на суде объясняется не только сложными перипетиями су­ дебного разбирательства, а и опасением, что Александров может не выполнить свое обещание, и тогда он останется поистине безоружным в разрешении конфликта. Толстой тем самым освободил зрителей от необходимости выслушивать длинное разбирательство судебного дела, а дал лишь гото­ вое «сжатое» впечатление. ❖ * * С изображением «текучести» жизни, с эпической приро­ дой драматургии Толстого связана еще одна особенность драмы «Живой труп». Как известно, Толстой не раз призна­ вался, что он не силен как драматург, неоднократно указы­ вал, что при работе над драматическими произведениями ему мешал солидный опыт писателя-романиста. Так, в 1908

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=