ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
внешне выглядит незначительным, второстепенным, а по сути дела играет важную роль в раскрытии «подводного» течения второго плана. Ограничимся одним примером. В последней картине драмы местом действия является «коридор в здании окружного суда. На заднем плане стек лянная дверь, у которой стоит курьер». Там, в зале разби рается дело Протасова, а здесь в коридоре сталкиваются люди, стоящие на различных полюсах жизни: «непризнан ный гений» Иван Петрович Александров и аристократ князь Абрезков. Между собой они не произносят ни одного сло ва. Однако их присутствие в коридоре окружного суда да леко не .случайно. Эта деталь выполняет свою особую роль. Различное отношение молодого адвоката и даже курьера к «непризнанному гению» Ивану Петровичу и аристократу князю Абрезкову косвенным образом иллюстрирует отноше ние суда и публики к упавшему на дно Протасову и аристо кратам Виктору Каренину и Лизе. В ремарках первой ча сти картины Толстой настойчиво подчеркивает, что из зала суда «раздаются аплодисменты» и даже в некоторые мо менты в открытую дверь «виден говорящий адвокат». То, что происходит в коридоре суда, становится своеобразным символическим сопровождением происходящего в зале. Это подтверждается и словами молодого адвоката о том, что «подсудимые несут свое положение» «с большим достоинст вом, особенно Каренин и Лизавета Андреевна. Не их судят, а они судят общество». А на вопрос князя Абрезкова: «Ну, а Протасов?», молодой адвокат отвечает: «Ужасно взвол нован. Весь трясется как-то... В каком-то особенном воз буждении» (т. 34, стр. 95). Правильно подмеченное молодым адвокатом психологическое состояние Феди на суде стано вится более ясным позднее, когда Иван Петрович передает ему револьвер. Следовательно, взволнованность Протасова на суде объясняется не только сложными перипетиями су дебного разбирательства, а и опасением, что Александров может не выполнить свое обещание, и тогда он останется поистине безоружным в разрешении конфликта. Толстой тем самым освободил зрителей от необходимости выслушивать длинное разбирательство судебного дела, а дал лишь гото вое «сжатое» впечатление. ❖ * * С изображением «текучести» жизни, с эпической приро дой драматургии Толстого связана еще одна особенность драмы «Живой труп». Как известно, Толстой не раз призна вался, что он не силен как драматург, неоднократно указы вал, что при работе над драматическими произведениями ему мешал солидный опыт писателя-романиста. Так, в 1908
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=