ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
налитического» изображения жизни. Этот прием позволил 'олстому не только рельефно изобразить действующих лиц i определенный момент развития их характеров, но и дать ркое представление о наиболее существенных моментах их кизненного пути, предшествовавших непосредственному дей- твию драмы. Поэтому есть все основания говорить об •пической природе драматургии Толстого, в том числе дра- 1 ы «Живой труп», которая проявляется не в механическом ^пользовании повествовательных приемов, а в создании но- !ых приемов, позволяющих необычайно широко охватить тления действительности, полно и всесторонне раскрыть :вязи, симпатии и антипатии героев, глубоко проникнуть в :ущность их психологии. Эпичность, широкий охват явлений, юказ «текучести» жизни не отвлекает внимания зрителей от юбытий, изображаемых в драме, а, наоборот, способствует Золее полному, сконцентрированному их восприятию. Одним из главных и существенных приемов в «Живом трупе» является прием кинематографического изображения жизни. Частой сменой картин Толстой сумел изобразить ззаимное переплетение событий, происходящих в различных местах, чем создал иллюзию почти их одновременности. Обратимся к конкретным примерам. Как известно, дей ствие в двух картинах первого акта происходит в различных местах: в первой картине — «в доме Протасовых», во вто рой — «в комнате у цыган». В первой картине Лиза просит Каренина поехать к Феде и уговорить его вернуться домой. После того, как Каренин отправляется выполнять это пору чение, действие в доме Протасовых продолжается еще зна чительное время. Вторая картина также начинается не с приезда Каренина. Он появляется где-то в середине карти ны. И зрители почти физически ощущают, что, может быть, в тот момент, когда Лиза давала Каренину поручение, Федя восторгался цыганским пением, открывающим ему «небо», и на время забылся, забылся на то время, которое потребова лось Каренину, чтобы разыскать Протасова. То же самое мы наблюдаем в последующих актах дра мы. В первой картине II действия Саша, возмущенная от кровенным сближением Лизы и Каренина, а также словами Анны Павловны о том, что это сближение вполне естест венно, «сердито уходит», но действие в этой картине про должается еще некоторое время. Во второй картине Саша появляется в кабинете Афремова в тот момент, когда соб равшиеся там друзья Феди уже успели изрядно поспорить и обсудить немало своих дел. Опять-таки создается ощуще ние почти одновременного изображения событий. Подоб ные примеры можно привести из третьего и четвертого дей ствий драмы. Иногда основное действие дается вторым пла ном, в своеобразном преломлении через действие, которое 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=