ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

изобразить «текучесть» человека. Представление о «текуче- стве» человека у Толстого неизменно связывалось с диалек­ тическим представлением об изменчивости мира и обуслов­ ленностью последней многогранности переживаний челове­ ка. «Текучесть» человека и «текучесть» жизни— две сторо­ ны одного и того же явления. «Текучесть» жизни в «Живом трупе» вскрывается по преимуществу самим построением произведения, что обус­ ловлено характером драматической коллизии. Развитие дей­ ствия в драме происходит не столько за счет внешнего на­ растания событий, сколько за счет внутренней психологиче­ ской изменчивости главного героя, духовная жизнь которого является центром всего произведения, является тем «фоку­ сом», к которому «сходятся все лучи» и от которого ис­ ходят. В драме нет сколько-нибудь значительных, внешне занимательных событий. События, изображенные в «Живом трупе», скорее всего представляют собой следствия того «запутанного узла противоречий», который был «завязан» еще до открытия занавеса. В самом же произведении нет ни явно выраженной экспозиции, ни завязки в обычном смысле этого слова. Это не означает, однако, что зритель ничего не знает о прошлом действующих лиц. Предыстория героев, яркий показ того, что привело действующих лиц к сложившемуся с самого начала пьесы «положению», играет важную роль в понимании природы социально-психологиче­ ского конфликта. Б. Михайловский, говоря об этой отличи­ тельной особенности драмы, называет ее «ретроспективно­ аналитическим движением в ее композиции и сюжете» 2. Отказавшись от последовательного рассказа о судьбах героев, Толстой тем не менее подробно объяснил и пред­ шествующие события и взаимные столкновения персонажей. Больше того, именно они и определили характер действий ч поступков действующих лиц в самой драме. Предшествую­ щая жизнь героев, показ того, что привело их к сложивше­ муся «положению», вскрытие действительных причин, под влиянием которых формировались их характеры,— все это дано в драме специфическими приемами драматургического письма. На эту специфичность драматургического изображения жизни Толстой указывал в период работы над «Живым тру­ пом». «Каждое искусство,— записал он в дневнике 12 июля 1900 года,— шахматное поле, которое надо углубить, чтобы найти новое. Люди же, не могущие углубить, прихватывают в свое поле из соседних искусств и думают, что творят но­ вое: поэзия — музыку, и наоборот, живопись — поэзию и т. д.» 3. Таким «углублением» драматургических средств в «Жи­ вом трупе» было использование приема «ретроспективно- 53

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=