ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
в. в. основин (Арзамас) О НЕКОТОРЫХ ПРИЕМАХ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА В ДРАМЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ЖИВОИ ТРУП» (Средства психологической характеристики) Константин Федин в статье «Искусство Льва Толстого» писал: «Приемы толстовского письма, первостепенные и до полнительные, органически вытекают из его основной темы, диктуются смыслом изображаемого, служат уяснению со держания. В них нет никакой искусственности, они не при думаны заранее, не существуют оторванно от произведе ния» •. В работах последних лет (К- Н. Ломунова, А. В. Чи черина, Л. Д. Опульской, В. Я. Лакшина и др.) в различ ных аспектах ставится эта большая тема о мастерстве Л. Толстого. Но освоение этой «целины» еще по сути дела лишь начинается. В настоящей статье делается попытка ос ветить некоторые особенности драматургического письма Толстого, главным образом, приемы создания образа, а точнее — некоторые средства психологической характери стики. * * * По мнению Толстого, для драматического произведе ния, чтобы оно действительно было глубоким по содержа нию и совершенным по форме, необходимы два непремен ных условия. Во-первых, «в драматическом произведении должно поставить какое-нибудь еще не разрешенное людьми положение и заставить его разрешить каждое действующее лицо, сообразно его внутренним данным». Во-вторых, «для каждого сюжета должна быть и своя форма». Основная художественная задача в «Живом трупе» — 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=