ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
и здесь он находит что-то ценное, заслуживающее одобрения, и что-то досадное, вызывающее осуждение. А это, конечно, не может не сказаться на решении проблемы слияния с наро дом. Некоторые исследователи, такие, например, как Б. И. Бур- сов, Я- С. Билинкис, отмечают сложность характеристик Тол стого и его подхода к проблеме «опрощения» и говорят об известном оправдании писателем Оленина в его разобщен ности с казаками 5. Но, к сожалению, эта верная точка зрения только намечена и применительно к литературе вопроса в целом остается единичным явлением в массе крайне односто ронних оценок, не раскрывающих мысли Толстого. Оленин для Толстого не только и не столько носитель барских предрассудков, как склонны подчеркивать наши исследователи, сколько выразитель настроений мыслящего дворянства, ищущего путей улучшения жизни. С другой сто роны, народ не представляется пока еще Толстому носителем абсолютной правды. В годы работы над повестью Толстой подходил к жизни парода аналитически, выясняя ее как сильную, так и слабую сторону. Такой подход содержится не только в «Казаках», по и в таких произведениях 50-х годов, как «Утро помещика» и «Три смерти». Источником и силы, и слабости народной жизни Толстой считает природность, которая дает ей просто ту и цельность и вместе с тем сообщает известную прими тивность, выражающуюся в нетребовательном отношении к жизни, в отсутствии больших духовных запросов и исканий, с чем Толстой, понятно, примириться не может. В жизни по законам природы заключена большая правда, но далеко не вся. Огромная область нравственных поисков ос тается за ее пределами. Это и понятно: жить биологически это значит жить, не рассуждая, как живет, не мысля и не анализируя, сама природа. Понимая все это, Толстой не мо жет признать нравственную первозданность как нечто иде альное, так как биологическое не сливается для него с этиче ским. Вот почему дворянский герой Толстого, ищущий просто ты и правды, все-таки не может опроститься. Такое реше ние проблемы слияния с народом намечено уже в «Утре поме щика». Нехлюдов «Утра помещика», измученный сомнения ми и безуспешными попытками помочь своим крестьянам, думает о простой, вольной и поэтически красивой жизни крестьянского парця: «Славно!» — шепчет себе Нехлюдов;, и мысль: зачем он не Илюшка — тоже приходит ему»6. В крестьянской жизни есть простота и поэзия, которые писатель расценивает как прекрасное. Символом этой кра соты является сон Илюшки со сказочно-прекрасными виде ниями золотых городов и синего моря с белым парусом. В жизни дворянина Нехлюдова есть глубина нравственных ис каний, сила самоотвержения, которые Толстой рассматрп-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=