ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
огурцами, которые выгоняются на парах; светская женщина- магь—с курицей, причем курица-мать благоразумнее и аль труистичнее, нежели женщина-мать. Чтобы показать полное отсутствие духовных интересов в своей семье, Позднышев без малейшей улыбки сравнивает се бя и свою жену с животными, причем это сравнение оказы вается не в пользу людей: «Ведь если бы мы были живот ные, то так бы и знали, что говорить нам не полагается; а тут, напротив, говорить надо и нечего...» (27, 27). В речи Позднышева можно наблюдать интересный при ем — развернутые повторения, в основе которых лежит пря мое противопоставление и отрицание. Например: «А что ска жет Иван Захарыч, никто не знает, менее всего он сам, пото му что, он очень хорошо знает, что он ничего не знает и ни чему помочь не может, а сам только виляет, как попало» (27, 43). С помощью этого приема Позднышев настойчиво делает все то же дело разоблачения дворянских нравов. Вре менами речь Позднышева отличается большой экспрессией, которая достигается многократными определениями, и хоро шо передает, как взволнованное, потрясенное состояние ге роя, так и сами события. Например: «Я понял, что я, я убил ее, что от меня сделалось то, что она была живая, движущая ся, теплая, а теперь стала неподвижная, восковая, холодная и что поправить этого никогда, нигде, ничем нельзя» (27, 77. Подчеркнуто нами — Е. А.). В лице Позднышева Толстой создает характер человека, судьба которого была в известной мере типична для своего времени и своего класса. Образ Позднышева, созданный в конце 80-х годов отразил остроту социальных противоречий, взятых только с одной стороны—со стороны дворянской семьи и брака. Эволюция Позднышева типична для дворян ской среды. Исключительность его поступка подтверждает лишь общее правило, т. е. наличие процесса разрушения дворянских семей изнутри. Создавая типический характер, Толстой вместе с тем об рисовывает Позднышева и как яркую, запоминающуюся ин дивидуальность. Толстому удалось показать этот характер в движении самых противоположных качеств. После убийства жены и душевного перелома, Поздны шев — жалкий, беспомощный человек «нравственный кале ка». И вместе с тем, в нем только теперь и проснулась лич ность с ее человеческим достоинством и ярким умом. Теперь это не человек, каких много, а человек, каких мало в дво рянской среде. Толстой наделяет «убийцу жены» ■взыска тельными нравственными требованиями, глубокими раз думьями. Его постановка вопроса о детях, о медицине, его Мысли о музыке говорят о том, сколько разнообразных сфер человеческой деятельности волнуют и занимают его. 4 Заказ 8881 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=