ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
мого себя и других, таких же, как он. На каждой странице мы встречаемся с этими прямыми переходами от обвине ний себя к обвинениям всего общества. «На суде у меня спра шивают, чем, как я убил жену. Дурачье! думают, что я убил ее тогда, ножом, пятого октября. Я не тогда убил ее, а го раздо раньше. Так точно, как они теперь убивают, все, все...» (27, 34). Эти слова Позднышева свидетельствуют о том, что ве ликий писатель прекрасно понимал конкретно-исторический, социальный смысл это семейной драмы, как и вообще про цесс морального разложения, идущий в верхах общества. Характерно, что суд оправдал Позднышева, но сам герой не принимает оправдания, он осуждает и себя и судей, и дру гих представителей барской культуры высшим нравственным судом. Позднышев прямо говорит, что блюстители законов не разобрались в этой драме. Когда же он пытался рас крыть им все внутренние причины преступления, то на него стали смотреть, как на сумасшедшего. Если бы судьи поняли его, то они должны были бы нрав ственно осудить и себя и все общество, где возможны подоб ные драмы. А этого они не могли, ибо были убеждены в своей добропорядочности. Психологический облик Позднышева очень многогранен, причудлив, сложен. Он создан автором в непрерывном со поставлении героя в прошлом и в настоящем. Прием конт растов, самых разнообразных, является излюбленным прие мом позднего Толстого. В данном случае этот прием помога ет выявлению всей противоречивости убеждений и вместе с тем цельности характера героя. Позднышев проходит ряд стадий от увлечения бездумной светской жизнью, через ро ковую катастрофу к перелому и духовному обновлению, почти такому же позднему и трагическому, как и у Ивана Ильича. Трагизм положения Позднышева состоит в том, что он очень одинок. Истина, которая открылась ему теперь, ста вит его во враждебные отношения с его прежней, привычной средой. Он отпал от дворянского общества и к нему больше не вернется. Да и общество теперь не простит ему его обли чительных речей. Он обречен на медленное нравственное умирание. Великий художник-психолог очень тонко подмечает осо бенность психологического состояния своего героя, когда показывает, как Позднышев избегает людей, ведь он убийца. После своего заявления о том, что он убил жену, Позднышев обращается к собеседнику: «Вам, может быть, неприятно сидеть со мной, зная, кто я? Тогда я уйду» (27, 16). Такую же черту психологического состояния убийцы раскрывает Достоевский в фигуре Раскольникова. Но если углубление 46 ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=