ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

мого себя и других, таких же, как он. На каждой странице мы встречаемся с этими прямыми переходами от обвине­ ний себя к обвинениям всего общества. «На суде у меня спра­ шивают, чем, как я убил жену. Дурачье! думают, что я убил ее тогда, ножом, пятого октября. Я не тогда убил ее, а го­ раздо раньше. Так точно, как они теперь убивают, все, все...» (27, 34). Эти слова Позднышева свидетельствуют о том, что ве­ ликий писатель прекрасно понимал конкретно-исторический, социальный смысл это семейной драмы, как и вообще про­ цесс морального разложения, идущий в верхах общества. Характерно, что суд оправдал Позднышева, но сам герой не принимает оправдания, он осуждает и себя и судей, и дру­ гих представителей барской культуры высшим нравственным судом. Позднышев прямо говорит, что блюстители законов не разобрались в этой драме. Когда же он пытался рас­ крыть им все внутренние причины преступления, то на него стали смотреть, как на сумасшедшего. Если бы судьи поняли его, то они должны были бы нрав­ ственно осудить и себя и все общество, где возможны подоб­ ные драмы. А этого они не могли, ибо были убеждены в своей добропорядочности. Психологический облик Позднышева очень многогранен, причудлив, сложен. Он создан автором в непрерывном со­ поставлении героя в прошлом и в настоящем. Прием конт­ растов, самых разнообразных, является излюбленным прие­ мом позднего Толстого. В данном случае этот прием помога­ ет выявлению всей противоречивости убеждений и вместе с тем цельности характера героя. Позднышев проходит ряд стадий от увлечения бездумной светской жизнью, через ро­ ковую катастрофу к перелому и духовному обновлению, почти такому же позднему и трагическому, как и у Ивана Ильича. Трагизм положения Позднышева состоит в том, что он очень одинок. Истина, которая открылась ему теперь, ста­ вит его во враждебные отношения с его прежней, привычной средой. Он отпал от дворянского общества и к нему больше не вернется. Да и общество теперь не простит ему его обли­ чительных речей. Он обречен на медленное нравственное умирание. Великий художник-психолог очень тонко подмечает осо­ бенность психологического состояния своего героя, когда показывает, как Позднышев избегает людей, ведь он убийца. После своего заявления о том, что он убил жену, Позднышев обращается к собеседнику: «Вам, может быть, неприятно сидеть со мной, зная, кто я? Тогда я уйду» (27, 16). Такую же черту психологического состояния убийцы раскрывает Достоевский в фигуре Раскольникова. Но если углубление 46 ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=