ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
«державшийся особняком», поражает всех резкостью и па радоксальностью суждений... В то время, когда адвокат и дама произносят свои красноречивые тирады в защиту люб ви и брака по любви — Позднышев бросает свою обвини тельную фразу: «Да, брак-то в наше время один обман!» Все шокированы этими словами. Когда же Позднышев произно сит свою «неприлично» горячую речь о лживости и фальши семейных отношений, а спустя некоторое время заявляет, что он убил жену, — никто из сидящих в купе собеседников не находит, что ответить... Все умолкают, подавленные рас крывшейся перед ними семейной драмой. Офраз Позднышева необыкновенно динамичен. В своем движении он проходит две стадии: первая—это тот период, когда Позднышев ведет праздный, развратный образ жизни, и вторая стадия,—когда, после убийства жены, он много ду мает и приходит к осознанию своего порочного существова ния, к обличению не только себя, но и всего дворянского класса. Повествуя собеседнику историю о самом себе, Поздны шев освещает свое прошлое и жизнь дворянских кругов с новой точки зрения. Он все время сосредоточенно смотрит внутрь себя, и этим внутренним взглядом, обращенным в прошлое, он видит то, чего не замечают живущие по принци пу «приятно и прилично». В рассказе Позднышева изображение объективных кар тин дворянского быта переплетается с углубленным самоана лизом героя. И весь этот двойной процесс показан в непре рывно изменяющихся формах, как непрестанное движение к своему закономерному концу, к семейной катастрофе. Исповедь Позднышева пестрит поясняющими фразами: «Я не понимал , что это холодное и враждебное отношение было нашим нормальным отношением...» И дальше: «...и я понял , что это не случайность...», «Я удивлялся нашей нена висти друг к другу. А ведь это и не могло быть иначе» (под черкнуто нами — Е. А.). Позднышев рассказывает о своих ссорах с женой, все время объясняя факты; он как бы ре шает нерешенную задачу: «Выходит, что дело-то все только в этом. Выходит что-то вроде продажи». После гибели жены Позднышев много думает, думает за всех тех, кто продолжает существовать бездумно. Его мысли получают часто форму мрачных афоризмов, напри мер: «В городе несчастным людям жить лучше. В городе человек может прожить сто лет и не хватиться того, что он Давно умер и сгнил» (27, 46). С новых нравственных пози ций, которые открылись ему теперь, он оценивает эту гос подскую жизнь словами: «а жизнь пустым пустешенька». Гак говорят простые труженики о господской жизни, о господах. Вся длинная исповедь Позднышева есть обвинение са- '45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=