ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Характерно, что в 6-й, 7-й редакции повести автор вносит такие моменты, как раскаяние жены («Я бы искупила...») и чувство сострадания мужа у постели умирающей. В послед ней редакции этот момент почти убран, жена умирает, нена видя мужа, и, чтобы отомстить ему, она детей завещает сво ей сестре. Толстой в изображении картин страдания, смерти боль ше всего боится впасть в романтическую идеализацию. Ему нужна была только правда. Близость смерти, смерть все это, по мнению Толстого, так значительно и важно (как итог всей жизни), что какое бы то ни было приукрашивание этого акта было бы кощунством. Вот как строго, точно, просто показано последнее сви дание мужа и жены: «Прежде и больше всего поразило меня ее распухшее и синеющее по отекам лицо, часть носа и под глазом. Это было последствие удара моего локтем, ког да она хотела удерживать меня. Красоты не было никакой, а что-то гадкое показалось мне в ней» (т. 27, 76. Подчеркнуто нами — Е. А.). Как видим, не было ни красоты лица, ни красоты чувства прощения, примирения... Обезображенное лицо когда-то красивой женщины, и все то же чувство животной ненависти к мужу,и жажда жизни— вот это и была настоящая правда в искусстве. Напряженность действия, крайне резкое выражение чувств, лаконический емкий язык создают подлинный драма тизм произведения. Большое и многообразное содержание повести уклады вается в рамки одного рассказа, который проходит на протя жении одной ночи. Эти особенности повести были замечены в свое время Ромэн Ролланом, который писал: «Форма драмы овладела в эту эпоху его творческой мыслью. «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова .соната» это настоящие драмы, внут ренне сжатые, сосредоточенные» '. Кроме того, Толстому важно было показать не только мо мент гибели жены Позднышева (это уже итог), а важно рас крыть всю безнравственную, праздную жизнь этой семьи, как и других дворянских семей. * * * Главную тяжесть идейного и художественного содержания повести несет на себе образ Позднышева. По своему построе нию и внутреннему содержанию это—один из самых сложных образов в творчестве позднего Толстого. Своеобразие его заключается в том, что Позднышев является одновременно и Рассказчиком и главным действующим лицом. Характер ге- Роя познается через его рассказ о самом себе. Это—исповедь 1 Ромэн Роллан. Жизнь Толстого, 1923 г., стр. 97. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=