ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Это мир светской жизни, любовных связей, пошлых стра стей. Временами нить повествования прерывается, автор вновь возвращает нас к тусклой обстановке вагона: «На дворе начинало светать. Позднышев молчал, тяжело вздыхая все время, пока в вагоне был кондуктор...» — говорит повест вователь. — «В полусвете зари мне совсем уже не видно его. было. Слышен был только его все более и более взволнован ный, страдающий голос» (27, 65). Затем снова начинается рассказ Позднышева, и мы вме сте с единственным слушателем следим за напряженными отнощениями мужа и жены, мы увлечены искренностью, рез костью обличений в рассказе главного героя. Мы снова пре бываем в другом мире, забыв о вагоне, о том, что все это только пересказ событий. Перед нами проходят сами Собы тия, острые, драматические, волнующие. Концовка лаконична, сдержанна, полна того внутреннего- драматизма, который особенно свойственен позднему Тол стому. Центральная часть повести — рассказ Позднышева имеет свои особенности построения. Форма изложения здесь органически связана с содержанием рассказа. Отсюда есте ственно, что взволнованный, исстрадавшийся человек, от бросив все и всякие условности светского этикета, обнажает себя и все, что вокруг, с полной откровенностью и времена ми с издевкой. Сюжетная линия, означающая историю семейных отно шений, идет в своем развитии по возрастающей степени не нависти супругов, от одной ссоры к другой. Развитие идет crescendo, пока не доходит до своего предела, высшей стадии развития, после чего наступает развязка. Примечательно то; что рассказчик, вспоминая свою се мейную жизнь, особенно ярко и образно воспроизводит кар тины ссор с женой. Их было много, и они отличались друг от друга только все усиливающимся накалом ненависти. Все эти сцены очень динамичны. Если бы здесь не было лириче ских, публицистических отступлений, то можно было бы чи тать их, как драматические отрывки, как диалоги на сцене- Мотив убийства звучит в ходе ссор задолго до самого убий ства. Вот, например, одна из картин, подготовляющих настрое ние читателя к самому главному, к катастрофе: «Дальше, больше. Я кричу: «молчи!» или что-то в этом роде. Она вы скакивает из комнаты, бежит в детскую. Я стараюсь удер жать ее, чтобы договорить и доказать, и схватываю ее за ру- КУ- Она прикидывается, что сделал ей больно, и кричит: «дети, ваш отец бьет меня!» Я кричу: «не лги!» и т. д. «Я г°ворю: «не притворяйся!» Она говорит: «для тебя все при творство; ты убьешь человека и будешь говорить, что он 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=