ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

В начале повести оживленно беседуют случайные соседи по вагону: «курящая дама», старик-купец «в ильковой шу­ бе», адвокат «с аккуратными новыми вещами». В этот спор о браке и семье вступает Позднышев. Не в силах сдержать наболевшее, он говорит о том, что муж и жена «со второго месяца уже ненавидят друг друга, желают разойтись и все- таки живут, тогда это выходит тот страшный ад, от которого спиваются, стреляются, убивают и отравляют себя и друг друга... Все молчали. — Да, без сомнения, бывают критические эпизоды в суп­ ружеской жизни,— сказал адвокат, желая прекратить не­ приятно горячий разговор» (27, 15) '. После этого Позднышев в рассказе своему собеседнику часто с иронией, с горечью употребляет это выражение ад­ воката: «критический эпизод». Эти слова для адвоката были только закругленной «приличной» формулировкой,—для Позднышева они означали трагедию всей жизни. Такова завязка большого конфликта между Позднышевым и светским обществом, которая составляет центральную линию всего идейного, сюжетного развития повести. Здесь мы встречаемся с уже известным толстовским положением, что самобытное человеческое, которое идет от самой жизни, выглядит всегда неприлично с точки зрения светской мо­ рали. Это также «неприлично», как неизлечимая болезнь Ивана Ильича в его светском доме, где все привыкли жить по принципу «приятно и прилично». В этом первом столкновении мнений (разговор в ваго­ не) вопрос о любви, о браке остается открытым, ни к какому общему взгляду собравшиеся не приходят. Этим самым Тол­ стой показывает, насколько вопрос о браке труден, сложен и не поддается никакому решению в духе модных ходячих теорий о свободе любви. Когда общество расходится, взвол­ нованный Позднышев обращается к молчаливому собесед­ нику: «Так хотите, я вам расскажу, как я этой любовью са­ мой был приведен к тому, что со мной было» (27, 16). Эта фраза, стоящая в конце второй главы, служит мос­ тиком от II главы к III, к рассказу Позднышева о себе. Повесть оригинальна по своему основному композицион­ ному принципу. В композиции повести наблюдается то, что мы назовем условно двойным действием; читатель восприни­ мает одновременно то, что происходит в вагоне, и то, что развертывается в рассказе Позднышева. Первая сцена в вагоне создает настроение, подготовляет читателя к восприятию исповеди Позднышева. Затем через рассказ Позднышева читатель переносится в другой мир. 1 Л. Н. То л с т о й . Поли. собр. соч. (юбилейное издание), т. 27. В дальнейшем все ссылки в тексте по этому изданию. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=