ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
ему как представителю дворянства, что он вследствие э.того не смог подняться до нравственного уровня народа и остался чужд казакам. Так, Б. С. Виноградов пишет: «Однако, ста ница не приняла его (т. е. Оленина Е. К-), потому что мир ларода-труженика резко враждебен миру господ-тунеядцев»1. Ту же мысль высказывает и Р. Б. Заборова: «Великий ху дожник мастерски раскрывает в психологии Оленина пред рассудки и противоречия, которые мешают ему сблизиться с народом. Несмотря на свои благородные порывы и искреннее тяготение к народу, он все же не в силах до конца преодо леть свои дворянские привычки. Он мыслит и чувствует по- барски...» 2. Подобная трактовка трагедии Оленина представляется односторонней, далеко не полностью отвечающей толстовской точке зрения. Односторонность эта вызывается несколькими причинами: во-первых, тем, что исследователи ошибочно пе реносят толстовское понимание народа, сложившееся у пи сателя в позднейший период его деятельности, когда народ стал для него носителем всех морально-этических ценностей, на ранний, когда этого абсолютного признания народа у Толстого еще не было. В результате сложный путь идейного развития писателя оказывается выпрямленным, а произве дение получает односторонне-ошибочную трактовку. Сказы вается, во-вторых, известное отождествление точки зрения писателя и его героя. Оленин признает моральное превос- лодство над ним народа и это же приписывается Толстому. И, наконец, имеет место упрощение характеристик толстов ских героев и истории их взаимоотношений. Исследователи ■считают, что дворянство изображается писателем преимуще ственно с отрицательной стороны, а народ — только с поло жительной. Так, Б. С. Виноградов утверждает, что Толстой, рисуя жизнь станицы, «исходил из принципа—народ непо грешимый носитель всех высоких качеств и не нам учить его» 3. Эго мнение разделяет и Р. Б. Заборова, которая счи тает, что Толстой героизирует народные образы и тем самым откликается на призыв Добролюбова «проникнуться народ ным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним» 4. Что же касается Оленина, то его обычно характеризует как ба рина, всячески подчеркивая его слабости и неудачи. Такая характеристика образов не отвечает толстовской точке зрения. Не следует забывать, что оценка человека толь ко со знаком плюс или минус вообще мало была свойствен на Толстому, а если и возникала, то преимущественно в более поздний период деятельности. В «Казаках» проявляется ди алектически сложное понимание писателем человеческой лич ности. Диалектика ощущается и в изображении Оленина, и в изображении народа и выражается в том, что Толстой одинаково далек как от огульного отрицания жизни дворян ства, так и от абсолютного признания жизни народа. И там, 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=