ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Е. П. АНДРЕЕВА (Воронеж) МАСТЕРСТВО ТОЛСТОГО В СОЗДАНИИ ХАРАКТЕРА ПО ПОВЕСТИ «КРЕИЦЕРОВА СОНАТА» Одной из многочисленных особенностей художественной манеры Толстого является движение творческой мысли пи сателя от частного к общему, от конкретного случая к со циально-философским обобщениям. Сюжет рассказа о том, «как муж убил жену из ревности», в творческой лаборато рии великого художника превратился в правдивую повесть- исповедь, повесть-памфлет о семейных и нравственных от ношениях в русском обществе конца XIX в. На первый взгляд кажется, что «Крейцерова соната» по своей пробле матике является продолжением романа «Анна Каренина». Но это не совсем так. Помимо сюжетного различия, суще ствует еще одно своеобразие, которое сильно отличает по весть от романа,—мы имеем ввиду воинствующую публици стичность «Крейцеровой сонаты». В романе в центре вни мания стоит трагическая судьба женщины, открыто выступив шей на защиту своей любви. В повести Толстого интересует не столько изображение частной судьбы того или иного че ловека, как бы она ни была драматична, сколько обличение «обмана» семейных отношений вообще, всей лжи и фальши дворянской морали. В процессе работы над повестью Толстой находит нуж ную ему форму изложения от первого лица, что придает про изведению наибольшую драматическую остроту. Позднышев, став убийцей жены, ищет первопричину своего несчастья. И оказывается, что одной, определенной причины нет, — виною всему случившемуся не она, и не он, и не третий уча стник трагедии, а все те давно сложившиеся традиции празд ного дворянского быта, при которых так ненормально скла дывались человеческие отношения. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=