ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Е. П. АНДРЕЕВА (Воронеж) МАСТЕРСТВО ТОЛСТОГО В СОЗДАНИИ ХАРАКТЕРА ПО ПОВЕСТИ «КРЕИЦЕРОВА СОНАТА» Одной из многочисленных особенностей художественной манеры Толстого является движение творческой мысли пи­ сателя от частного к общему, от конкретного случая к со­ циально-философским обобщениям. Сюжет рассказа о том, «как муж убил жену из ревности», в творческой лаборато­ рии великого художника превратился в правдивую повесть- исповедь, повесть-памфлет о семейных и нравственных от­ ношениях в русском обществе конца XIX в. На первый взгляд кажется, что «Крейцерова соната» по своей пробле­ матике является продолжением романа «Анна Каренина». Но это не совсем так. Помимо сюжетного различия, суще­ ствует еще одно своеобразие, которое сильно отличает по­ весть от романа,—мы имеем ввиду воинствующую публици­ стичность «Крейцеровой сонаты». В романе в центре вни­ мания стоит трагическая судьба женщины, открыто выступив­ шей на защиту своей любви. В повести Толстого интересует не столько изображение частной судьбы того или иного че­ ловека, как бы она ни была драматична, сколько обличение «обмана» семейных отношений вообще, всей лжи и фальши дворянской морали. В процессе работы над повестью Толстой находит нуж­ ную ему форму изложения от первого лица, что придает про­ изведению наибольшую драматическую остроту. Позднышев, став убийцей жены, ищет первопричину своего несчастья. И оказывается, что одной, определенной причины нет, — виною всему случившемуся не она, и не он, и не третий уча­ стник трагедии, а все те давно сложившиеся традиции празд­ ного дворянского быта, при которых так ненормально скла­ дывались человеческие отношения. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=