ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Или вот старый генерал, к которому обращается Нехлю дов: «Человек, от которого зависело смягчение участи заклю ченных в Петербурге, был увешанный орденами... заслужен ный, но выживший из ума, как говорили про него, старый генерал из немецких баронов. Он служил на Кавказе, где он получил этот особенно лестный для него крест за то, что под его предводительством... было убито более тысячи людей, защищавших свою свободу и свои дома и семьи. Потом он служил в Польше, где тоже заставлял русских крестьян со вершать много разных преступлений...» (272). Такая обобщенность экскурсной характеристики придает безлцкость чиновникам. Все они достигли высоких положе ний попранием справедливости, презрением к людям труда, стяжательством и казнокрадством. Духовная сторона жиз ни правительствующего Петербурга представлена в романе образом Марьетт, которую Толстой ставит рядом с уличной проституткой. Остро-критическое отношение к изображаемому, — обли чение лжи, корысти, разврата, — неизбежно рождает гнев- писателя, выливающийся в саркастические авторские заме чания и размышления, что придает этим главам, да и всему роману, публицистический характер. В последующих эпизодах, связанных с возвращением Нехлюдова в Москву и во всех картинах, рисующих переме щение ссыльных по этапу в Сибирь (во второй части рома на) экскурсов не содержится. Это объясняется тем, что Тол стой раскрывает здесь не причины происходящего, а утверж дает мысль об античеловечности, жестокости таких форм на казания, которые или уродуют человека или ведут его к ги бели. • * * * Итак, анализ композиции романа «Воскресение» со сто роны использования в нем категории прошедшего времени дает основание сделать вывод о том, что для Толстого харак терны не одна, а две формы обращения к событиям прошло го, предшествующего повествованию. Это — цепь событий, связанная с одним фактом из прошлого, и одномоментные об ращения к давно минувшему. Эти две формы обращения к прошлому выполняют разные функции. Если цепь событий минувшего помогает раскрыть этический и эстетический идеал писателя и показать труд ность путей восстановления нарушенной гармонии и тем са мым дать эволюцию героя, то одномоментные обращения к прошлому связаны с изображением итогов процесса фор мирования характера. Объясняя причинность сложившегося порядка вещей, Последний вид экскурса у Толстого служит 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=