ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Нехлюдова, углубляющая изображение суда, тюрьмы, церк ви в масштабе всего государства. В отличие от линии прошлого в основе цепи событий настоящего лежит не только факт встречи Нехлюдова с Мас ловой в суде, а целый ряд встреч героя с представителями суда, тюрьмы, сената и т. д. Каждая встреча, как правило, вводит в повествование новое лицо, которое изображается также со стороны итогов его жизни, но без всяких тенден ций к какому-либо воскрешению. Для объяснения того, как сложился такой характер, становится необходимым одно моментный экскурс в прошлое. Экскурсы в обличительной линии романа довольно мно гочисленны и по форме неодинаковы: для представителей парода и революционеров — одна форма, для чиновников— другая. Показывая царскую тюрьму, в которую попадают преимущественно невинные лица, Толстой широко исполь зует экскурсы в прошлое арестованных (истории Фенички. Тараса, Меньшовых, Веры Богодуховской и др.), объясняю щие несправедливость их ареста и содержания в тюрьме. Их своеобразие состоит в том, что коротко или обстоятель но приводится лишь один, но зато поворотный момент из жизни осужденных. Экскурсы проливают свет на трагиче скую судьбу крестьянства и бесчеловечность царских зако нов, карающих честных и невиновных и милующих жуликов и корыстолюбцев. Мы, например, не знаем, как жили Меньшовы до тюрь мы, но из краткого рассказа сына Меньшова узнаем, как он попал в тюрьму. Причем, этот рассказ открывается автор ским обобщением, переходящим в сообщение о прошлом. «Так было ужасно думать,—пишет Толстой,—что могли люди ни за что, только за то, что его же обидели, схватить чело века и, одев его в ар’естантскую одежду, посадить в это ужасное место... Рассказ состоял в том, что целовальник вскоре после женитьбы отбил у него жену» (183). Куда более обстоятельна история Тараса и Фенички. С этими героями мы сталкиваемся на протяжении первых двух частей романа, когда они предстают с самой симпатич ной стороны, и только в третьей части Тарас обстоятельно рассказывает историю преступления своей жены. Как видим, разные истории, приведшие людей в тюрьму, сводятся к одному: к фактической невиновности осужденных. Тем самым применительно к образу народа экскурс выпол няет обобщающую функцию обличения правительства, сво ими законами укрепляющего зло. Сходную функцию несет этот прием и в отношении обра зов революционеров, где наряду с обличением он раскрыва- ет и взгляды автора на революцию в прямом сопоставле нии с теорией нравственного самоусовершенствования. Од нако это сходство не абсолютное. Именно с помощью экс з* 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=