ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

развернуть эволюцию героя, убедительно показать процесс духовного воскресения Нехлюдова и Масловой. Поочередное развертывание эволюции этих персонажей также очень важ­ но: оно усиливает впечатление осуществимости этого про­ цесса воспитания человека. Авторские же размышления, сопровождающие историю обоих героев, поднимают на выс­ шую ступень философско-эстетических обобщений самую возможность такого самовоспитания. Очень важно отметить, что художественную силу этой сюжетной линии придает соотнесенность ее с настоящим, страшным итогом давней истории, как бы измеряющим мас­ штабы совершенного зла, казавшегося в свое время незна­ чительным и даже доставившим чувство животного удо­ вольствия его носителю. Ставши отправным моментом эволюции героя, эта соот­ несенность потрясает читателя, побуждая его размышлять, сопоставлять прочитанное с собственной жизнью и жизнью окружающих. 3 Соотношение прошлого с настоящим меняется на протя­ жении всех трех частей романа. Линия прошлого господст­ вует в первой части, раскрывая эстетический идеал писателя и способы его осуществления в условиях реальной жизни. Во второй части она незримо оттесняется, переходя в изоб­ ражение главных учреждений русского самодержавия. Поч­ ти теряется, но не уходит эта линия из третьей части, рису­ ющей итоги духовного воскресения героев. Так, например, радуясь нравственному преображению Масловой (глава 24), Нехлюдов «вспомнил при этом и ее прошедшее» (440),—как подчеркивает автор. Будучи продолженной во 2-й и 3-й частях романа, ли­ ния прошлого определяет позицию автора и его героев в от­ ношении важнейших институтов русского самодержавия, и тем самым усиливает обличительный пафос в изображении настоящего, подводя читателя к важнейшим политическим выводам о несостоятельности существующего строя. Линия настоящего развивается в романе из эпизода встречи Нехлюдова с Масловой в суде и сразу же приобре­ тает обличительный характер. Открывшийся суд над Мас­ ловой выливается в комедию потому, что судьями являются те, кто выдумывает, чтобы «властвовать друг над другом» (т. 4). Здесь господствует животное начало уже как общест­ венный порок. Этими главами Толстой показывает, что настоящее есть постоянный, непрекращающийся источник ужасного зла и порока, который подчеркивает само государство, весь его Чиновничий аппарат. С момента несправедливого решения суда по делу Масловой начинается длинная цепь ходатайств 34

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=