ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
развернуть эволюцию героя, убедительно показать процесс духовного воскресения Нехлюдова и Масловой. Поочередное развертывание эволюции этих персонажей также очень важ но: оно усиливает впечатление осуществимости этого про цесса воспитания человека. Авторские же размышления, сопровождающие историю обоих героев, поднимают на выс шую ступень философско-эстетических обобщений самую возможность такого самовоспитания. Очень важно отметить, что художественную силу этой сюжетной линии придает соотнесенность ее с настоящим, страшным итогом давней истории, как бы измеряющим мас штабы совершенного зла, казавшегося в свое время незна чительным и даже доставившим чувство животного удо вольствия его носителю. Ставши отправным моментом эволюции героя, эта соот несенность потрясает читателя, побуждая его размышлять, сопоставлять прочитанное с собственной жизнью и жизнью окружающих. 3 Соотношение прошлого с настоящим меняется на протя жении всех трех частей романа. Линия прошлого господст вует в первой части, раскрывая эстетический идеал писателя и способы его осуществления в условиях реальной жизни. Во второй части она незримо оттесняется, переходя в изоб ражение главных учреждений русского самодержавия. Поч ти теряется, но не уходит эта линия из третьей части, рису ющей итоги духовного воскресения героев. Так, например, радуясь нравственному преображению Масловой (глава 24), Нехлюдов «вспомнил при этом и ее прошедшее» (440),—как подчеркивает автор. Будучи продолженной во 2-й и 3-й частях романа, ли ния прошлого определяет позицию автора и его героев в от ношении важнейших институтов русского самодержавия, и тем самым усиливает обличительный пафос в изображении настоящего, подводя читателя к важнейшим политическим выводам о несостоятельности существующего строя. Линия настоящего развивается в романе из эпизода встречи Нехлюдова с Масловой в суде и сразу же приобре тает обличительный характер. Открывшийся суд над Мас ловой выливается в комедию потому, что судьями являются те, кто выдумывает, чтобы «властвовать друг над другом» (т. 4). Здесь господствует животное начало уже как общест венный порок. Этими главами Толстой показывает, что настоящее есть постоянный, непрекращающийся источник ужасного зла и порока, который подчеркивает само государство, весь его Чиновничий аппарат. С момента несправедливого решения суда по делу Масловой начинается длинная цепь ходатайств 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=