ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
мин и не заехал к тетушкам» (134). «С этой страшной ночи она перестала верить в бога и добро» (135). Теперь линия прошлого с тем же успехом используется для нравственного возрождения Героини. Заявляя на предло жение Нехлюдова о женитьбе, что «то все кончено», Маслова невольно вспоминает о прошлом, как о самом прекрасном, но не понятно почему оборванном времени. «Она в первую минуту вспомнила смутно,—пишет Толстой,—о том чудном мире чувств и мыслей, который открыт был ей прелестным юношей, любившим ее и любимым ею, и потом об его не понятной жестокости и целом ряде унижений, страданий, которые последовали за этим волшебным счастьем и выте кали из него. И ей сделалось больно, горько. Но, не буду чи в силах разобраться в этом, ...она отогнала от себя эти воспоминания...» (т. 3). Содеянное зло, непоправимая обида, нанесенная Катю ше, необъяснимая для нее с точки зрения справедливости, облегчает господство животного начала и в ней. В силу это го обстоятельства она оказывается на дне жизни, избрав ши профессию проститутки, как самую для нее легкую и наи менее хлопотную. Столь глубокое падение Масловой пред ставляет для Нехлюдова, стремящегося возродить ее к но вой жизни, огромную трудность. Временами ему кажется, что Катюша — «мертвая женщина» и что всякие попытки оживить ее духовно—бесплодны. Он не раз ощущал разоча рование и горечь от кажущейся безрезультатности своих усилий. Чувство обновления и радости от его добрых дел нередко сменяется у него страхом, но твердая решимость искупить свою вину, восстановить нарушенную гармонию помогает ему преодолеть все трудности на его пути. Макси мально используя линию прошлого, Толстой показывает, что в деле нравственного воспитания безвыходных положе ний нет и что самый закоренелый преступник, циник, туне ядец, падший человек может быть возвращен в лоно пре красного. Подведем некоторые итоги. В основе сюжетной линии про шлого в романе «Воскресение» в существе своем лежит один факт, факт троекратной встречи Нехлюдова с Масловой в имении тетушек. Этот факт как причина постоянно соотно сится с его страшным итогом—новой встречей героев в суде. По мере развития событий, связанных с новым их столкнове нием и для объяснения душевного состояния героев в каж дый данный момент писатель подает этот факт десятилет ней давности с какой-то определенной точки зрения: или зто внешняя история в целом, или светлые начала гармонии в ней, или момент катастрофы, или самочувствие героев в такие минуты и т. д. Эта разная ацептация в освещении одного и того же факта и позволяет писателю художественно мотивированно а Закал 8881 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=