ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
•смотреть в глаза людям, не говоря уже о том, чтобы считать себя прекрасным, благородным, великодушным молодым че ловеком, каким он считал себя» (68). Эти воспоминания пря мо соотносятся с фактом встречи Нехлюдова с Масловой в суде, усиливая состояние нравственных мук героя, когда он из судьи по положению превращается для себя в обвиняе мого, хотя по обязанности он продолжает еще ходить в суд. У него возникает горячее желание избавиться от лжи и ни зости, которые вошли в его жизнь Чтобы это желание по лучило практическую форму (иначе тезис о нравственном самоусовершенствовании превратится в пустопорожнюю фразу), Толстой заставляет своего героя принять решение жениться на Катюше. Очень важно, что это решение не бы ло продиктовано чувством любви к ней (такой поворот де ла в этом случае мог бы стать уступкой «животному чело веку» в нем), а осознанием своего долга к Масловой. Толь ко таким путем, считает Толстой, можно вести речь о вос становлении добра и красоты в душе падшего. Начавшийся процесс возрождения Нехлюдова представ- .ляет собой и отказ от растительной, животной жизни, и од новременно его отчуждение от окружающей среды, отвраще ние к ней, как воплощению узаконенного зла, официальной лжи и фальши. После душевных переживаний в суде Не хлюдов остро ощутил привычные, ранее не бросавшееся ему в паза лицемерие Корчагиных, ему становится ясной фальшь его отношений к Мисси, ложной и отвратительной—связь с женой уездного предводителя. Нравственное пробуждение Нехлюдова в большей мере, чем периодические «чистки души», которые он проводил раньше, доставляют ему ощущение радости. «Случилось что-то важное и хорошее»,—отмечает он про себя. Возмож ность и готовность быть полезным, желание добра другим и есть выражение любви, которое составляет теперь его сча стье. Таким образом, многократное обращение Толстого к одному и тому же факту десятилетней давности позволило ему психологически убедительно развернуть историю нрав ственного возрождения героя. Казалось бы, возможности линии прошлого в романе, сыгравшей свою роль, исчерпаны. Однако писатель не ос тавляет этого приема, привлекая его снова и снова. На этот раз (в главе 37) воспоминание о событиях в имении тету шек дается от имени Масловой, жертвы, испытавшей на себе несправедливость и жестокость. Толстой изображает выход беременной Катюши к ночному поезду. Сознание того, что радостями жизни упивается близкий ей человек в то время, как она, имеющая не меньше права на счастье, мучится по его же вине, потрясло Катюшу. «С тех пор,—пишет худож ник,—похоронила она все воспоминания о своем прошедшем с ним в ту ужасную темную ночь, когда он приезжал из ар- 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=