ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Виноградов ссылается на мнение Дмитрия Трунова о том, что «не только Толстой, а и Полежаев и др. писатели тата­ рами называли жителей плоскостного Дагестана... ни чечеш цы, ни кабардинцы татарами никем не назывались. Да и имена Кази-Мугамед, Абдул-Мурат и Дина соответствуют дагестанским. Ни у чеченцев, ни у кабардинцев такие име­ на не имеют распространения» |:. Ну и что же? Хотя эти имена у других народов мало упо- требимы, зато у карачаевцев, балкарцев сплошь и рядом встречаются имена и Кази-Магомед, и Абдул-Мурат, и Дина, есть даже фамилия Динаевы. А имелись ли случаи пленения карачаевцами русских офицеров? Да, имелись. Например, в народной песне «Вто­ рая чума», сочиненной в 1814 г., поется: «Если умер Урусби- ев Эльмырза-герой, кто же будет продавать русских майоров в Закавказье?». Здесь имеется в виду выкуп офицеров, пле­ ненных карачаевцами, который производился через Грузию. Об этом указывается и в договоре 1828 г. В своем прошении генералу Эмануэлю карачаевцы обеща­ ли: «..быть всегда Российскому престолу верноподанными и подтвердить то присягою: нами наперед похищенное людь­ ми, скотом и прочим имуществом без изъятия под присягою возвратить». Могут сказать, что в «Кавказском пленнике» русская крепость расположена на плоскогорье, а карачаевцы, балкар­ цы тогда жили среди высоких гор. Ответ прост. В те вре­ мена в ^районе Кисловодска была крепость русских 14, а кара­ чаевцы, балкарцы особенно в летний период находились в окрестностях Кисловодска. Рассматривая интересующий нас вопрос, Б. С. Виногра­ дов приходит к такому выводу: Лев Толстой, хорошо зная этнографию Кавказа, «жителей аула назвал татарами. Нам думается, что это имеет свой смысл. Лев Толстой создавал своеобразную сказку о далеком народе. В старинном фольк­ лоре татары — враждебная сила» 15. Если допустить такую мысль, то как же объяснить взгляды Толстого на Кавказ­ скую войну? Разве народы Кавказа для Толстого всего-на­ всего враждебная сила? Передовые русские люди никогда не были сторонниками Кавказской войны. Ни Бестужев-Мар- линскнй, ни Лермонтов, ни Толстой не смотрели на народы Кавказа как на враждебную силу. Это мы находим во всех их произведениях и высказываниях. Да и сам Б. С. Виногра­ дов приводит цитату из Толстовского «Набега», которая опровергает его же мнение: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете под этим неизмеримым звездным не­ бом. Неужели может среди этой обаятельной природы удер­ жаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти зез.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=