ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Могут спросить: Лев Толстой отдельно говорит о карача­ евцах, как же он мог назвать их татарами? Ответ прост. А разве он не знал кумыков, называя их та­ тарами? Разве Лермонтов не знал азербайджанцев, которых тоже называл татарами? Могут спросить: как же так получается — Карачай был нейтральным, а Толстой изображает военные действия? Да, но в рассказе время действия не датировано. Это могло слу­ читься до 1828 г., т. е. до заключения мирного договора с карачаевцами. «Татарами» Пятигорского округа, а также горскими та­ тарами в дореволюционной литературе называли балкарцев и карачаевцев9. «Горские татары» упоминаются в произве­ дениях Толстого. Например, в «Кавказском романе» (кон­ спект № 1, Беглец) написано: «...сдружился с татарами гор­ скими и их приводит в Ахмет-Хану» 10. Что карачаевцев тоже называли татарами, свидетельст­ вует и такой факт. В 1959 г. вышла книга, в которой чита­ ем: «Карачаевцы заселили Теберду более 300 лет назад. На­ родность эта происходит от крымских татар. Язык же их ближе к языку казанских татар... Слово Теберда произошло, по-видимому, от татарского слова «тейри берди», что озна­ чает «дар божий» п. Как видите, говоря, что в Теберде более 300 лет живут карачаевцы, автор все же не называет карачаевцев карача­ евцами, а все сравнивает их то с крымскими, то с казанскими татарами, хотя имеются доказательства, что они не татары и не выходцы из Крыма. Даже слово Теберда, по его мнению, татарское, тогда как оно чисто карачаевское и действитель­ но обозначает «божий дар». Название «татары» для кара­ чаевцев, балкарцев в прошлом было настолько распростра­ нено в официальной литературе, что первый балкарский фольклорист Сафар Урусбиев называет свой народ татара­ ми, хотя он прекрасно знал, что карачаевцы и балкарцы ни­ когда не называли себя татарами. В 1881 году в балкарских аулах он собрал нартские ска­ зания и сам же дал название «Сказание о нартах-богаты- рях у татар-горцев Пятигорского округа». _ Больше того, в предисловии он пишет: «Высоко в горах живет горское пле­ мя татар» 12. В 23 номере этого же сборника М. Баранов карачаево- балкарские сказки дает под заглавием «Сказки горских та­ тар». Б. С. Виноградов, рассматривая вопрос, какой кавказ­ ский народ изображен в «Кавказском пленнике», приводит высказывание Л. П. Семенова, который думает, что таковым являются ногайцы. Это, конечно, заблуждение. Ведь в рас­ сказе Толстого «ногаец» — работник татарина. Затем Б. С. 302

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=