ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
также колеблется в этих же пределах. Анонимная басня близка басням Д. Бедного и в том отношении, что проле тарский баснописец очень часто отталкивался от конкретных исторических событий, реальных жизненных фактов. Наконец, мы не можем не указать и на прямые фразео логические совпадения. Вот басня Д. Бедного «Ослы»19. Здесь «осел сановнейший» (ср.: «сановитейшие ослиные семь голов») «в собрании ослов держал такую речь» (ср.: «прав ление ослиных тех голов»): «Хотел бы знать я: кто, наш славный род хуля...» (с(р.: «дерзкий лев рычит на нас свою хулу»). Совпадают и некоторые мысли, только несколько по-разному выраженные: «Мы все живем в периоде осли ном». (Ср.: «Рядом долгих лет, природные ослы, обычай наш и нрав привили мы народу»). Здесь мы сталкиваемся не с повторением словесных или басенных штампов. Авторы ба сен «Ослы» и «Ослы и лев» не только аналогично мыслят, но обладают и аналогичной лексикой и аналогичными оборо тами. Если допустить, что Д. Бедный еще в юности был авто ром басни о Толстом, то тогда станет еще более понятным тот большой интерес, который на протяжении всей своей жизни он проявлял к гениальному русскому писателю, не смотря на несхожесть в мировоззрении, творческой манере. Д. Бедный всегда очень высоко ценил Л. Н. Толстого. Реализм, народность, отстаивание принципов общественной значимости искусства, непримиримость гениального писате ля к «чистому искусству», декадансу вдохновляли Д. Бедно го в его борьбе за революционную литературу. В своих критических заметках «Их лозунг», напечатан ных в «Звезде» в 1912 г., Д. Бедный полемизировал со ста тьей Андрея Белого «Об идейном искусстве и «презритель ном» Терсите». Цролетарский поэт развенчивал защищаемый А. Белым лозунг — «искусство для искусства» и опирался при этом на позицию Л. Толстого: «Сам Толстой, например, говорил Бальмонту, что решительно ничего не понимает в его стихах, до такой степени они стоят вне общечеловече ской логики, — а Бальмонту, что с гуся вода, и он без вся кого смущения печатно заявил: «Толстой притворился, что не понимает моих стихов: я ему прочел еще». «Есть люди, для которых плевок — божья роса...» 20. Толстой для Бедного — величайший пример одержимо сти искусством, необыкновенного трудолюбия, исключитель ной требовательности к своему литературному т(руду. В пись ме к П. П. Мирецкому, откликнувшемуся на первую книгу басен Д. Бедного статьей на 13 подвалах, Бедный осуждает Мирецкого за унылый тон его писем: «жизнь уходит, и я день за днем ухлопываю черт знает на что». Демьян Бедный от 20 Заказ 8881 297
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=