ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

презрение Толстого к мракобесам, его твердую и спокойную убежденность в правоте своих идеалов: «Когда же льву прочли зловещую рацею. То он сказал, махнув презрительно хвостом: «Здесь все написано ослиным языком, А я лишь понимать по-львиному умею». Какие же стилистические свойства басни «Ослы и лев» роднят ее с индивидуальной манерой Д. Бедпого-басно- иисца? Композиционно анонимная басня построена так, как и большинство басен Д. Бедного. Начинается басня с очень краткой экспозиции, где сообщается место действия, назы­ ваются герои и т. д. Экспозиция служит в то же время и за­ вязкой действия: «В одной стране, где правили ослы, лев завелся...» и т. д. Ср. «Однажды летом у речки, за селом, на мягком бережку случилось встретиться пастушьему рожку с кларнетом» («Кларнет и рожок») 13 и мн. др. при­ меров. Действие басни развивается, как это бывает обычно, в диалоге, но не весь диалог передается прямой речью, часть прямой речи заменяется пересказом: «Лев назван гибель­ ным служителем страны, порвавшим дерзостно с премудро­ стью ослиной, за что и ждут его рогатки сатаны, лизанье сковород, и свист, и шип змеиный». Ср.: «Кузьма заводит разговор, что, дескать, для души он поработать хочет, о по­ хоронах он немедля похлопочет...» («Опека» !4) и др. при­ меры. В баснях Д. Бедного чаще всего нет специального выво­ да—морали. Он содержится в афористическом изречении, принадлежащем одному из героев басни. Это изречение— вывод из басни, и в нем же сообщается развязка действия: «Вздохнул Сапог:... А мы-то не горюем. Один за одного мы — в воду и в огонь! Попробуй-ка нас тронь. Мы пово­ юем!» («Лапоть и сапог»15). Концовку анонимной басни мы уже приводили. Для стиля автсфской речи в баснях Д. Бедного харак­ терно сочетание народной речи и книжных речений. Так что выражение из «Ослов и льва» — «когда же льву прочли злозещую рацею...» не звучит инородно для стиля Д. Бедно­ го. Ср.: «И юноше ответствовал трибун, любимец муз и гра­ ций»... («Трибун») |6. Известно urbi et (смотри словарь!) — et orbi. Их грудь — вместилище святой гражданской скорби! На деле же вся скорбь — зубная боль со)рок!» («Лици- дей») |7. «Он был в восторге от «жилья», зане—великий был эстетик! («Эстетик») 18 и др. примеры. «Ослы и лев», как и все басни Д. Бедного, написаны ям­ бом. В басне 40 стихов. Размер почти всех басен Д. Бедного 296

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=