ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
скорее эмоциональный, нежели социальный оттенок. Мораль басни лишена боевого, наступательного, революционного духа. На общедемократических, а не марксистских позициях стоит автор «Ослов и льва». Думается, что аллегорические стихи Е. Придворова «Лебеди» и «Ответ издалека», уступав шие басне тем, что их смысл несколько абстрактен, все же сродни анонимному произведению, написанному по поводу отлучения Л. Н. Толстого от церкви. Прославление мятеж ной борьбы и непреклонного стремления к независимости,, выраженное в ранних стихах Е. Придворова, близко по ду ху обличению «сановитейших ослов» из Синода. После позорного «Определения» Синода от 20—22 фев раля 1901 г. в России получили известность и другие аноним ные басни, написанные по тому же поводу. В журнале «Голос минувшего» рядом с басней «Ослы и лев» была помещена басня «Голуби-победители» 10. А. И. Ор лов обнаружил этот же текст в рукописном списке под наз ванием «Голуби-победители» в архиве писателя Ф. Д. Не федова и опубликовал его 11. Хотя эта басня написана в форме монолога Победонос цева, но по остроте и глубине оценок она значительно усту пает басне, приписываемой Д. Бедному. Уподобление цер ковников из Синода — Ослам гораздо ближе к истине и ост рее нежели образы семи голубей, хотя они и обладают «хитростью змея». Ослы обрушились на Льва прежде всего потому, что они «обычай свой и нрав» прививали народу, а «дерзкий лев рычит» на ослов «свою хулу» и плодит в наро де «львиную породу». Голуби же отлучили льва от своей стаи только лишь за то, что он не захотел блюсти их обычай. Наконец в первой басне лев выходит безусловным победи телем в схватке с ослами. Автор второй басни всего лишь выражает сомнение, одержали ли «голуби» из Синода дей ствительную победу. Безусловное превосходство баснописца, сочинившего «Ослов и льва», над автором басни «Голуби- победптели» станет вполне объяснимым, если принять пред положение, что в первом случае автор — Е. Придворов, и если узнать, что, как об этом сообщается в примечании к публикации басни «Голуби-победители» в журнале «Голос минувшего», ее авторство приписывалось великому князю Константину Константиновичу. Академик В. В. Виноградов отстаивает решающую роль стилистических методов определения авторства. «Вопрос о внешних приметах, отличиях и внутренних своеобразиях индивидуального стиля того или иного писателя чрезвычай но важен для узнавания или опознавания произведений это го автора»12. Нельзя не согласиться с акад. В. Виноградовым и когда он говорит, что дело не столько в указании вырван ных из общей стилистической системы текстовых паралле 294
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=