ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

и создал аллегорическую песню о торжестве люови, о презре­ нии к смерти. ...С тех пор над лесом заблещет Стыдливым румянцем заря, Лебедка на озере плещет, ...Любовью и местью горя. ..И стонет в тоске безнадежной, И страстно супруга зовет. ...То бурно зовет она мщенье И бешено, дико грозит. ...Увидев лесничего смело, * Безумной отваги полна, Взвилась, на ружье полетела И пала под пулей она. В стихотворении «Ответ издалека», в чем-то подражая Лермонтову, Языкову, Придворов вновь аллегорически сла­ вит мятежную борьбу, непреклонное стремление к незави­ симости. Гром, хохот, шум, хаос созвучий.. За валом вал встает могучий... Летит мой челн, в волнах ныряет... Скользит... над бездною повис. ...Не страшен бури злой порыв! Взыграй, реви, простор безбрежный! ...Вперед, мой челн! Не рвитесь снасти! Мой зорок глаз! Сильна рука! Стихии разъяренной власти — Верь, не отдамся я... Исследователи Д. Бедного обычно утверждают, что его ранние произведения «никакой художественной ценности не представляли и ничего общего не имели с позднейшим твор­ чеством поэта» и что он «слабо поддавался влиянию револю­ ционных идей» 9. Подобная точка зрения опровергается хотя бы стихами Е. Придворова из «Сборника русских поэтов и поэтесс». А если допустить, что Д. Бедный — автор басни «Лев и ослы», то тогда начисто рушится традиционная и довольно сомни­ тельная концепция, представляющая эволюцию Д. Бедного таким образом, что и баснописцем, и революционно мысля­ щим человеком он стал совершенно внезапно, в 1911 г., и что никогда раньше ни в творчестве, ни в мировоззрении Д. Бед­ ного предпосылок к этому не было. Разумеется, басня «Ослы и лев» лишена революционных призывов. Ее автор преисполнен возмущения против изувер­ ских попыток церковных мракобесов сломить непреклонный дух величайшего народного писателя. Он восхищен смело­ стью и принципиальностью Льва Толстого, не убоявшегося угроз и проклятий Синода. Но оценки автора приобретают 293

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=