ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

противленства», ужасается той злобе, той ненависти, кото­ рые испытывает Новиков к власть имущим 28. В итоге горестных раздумий над письмом Новикова и его образом жизни Толстой приходит к заключению, что он — «невер», то есть человек, не верящий ни в одну из религий (77, 187). Религиозные доводы и евангельские рассуждения писа­ теля не могли убедить Новикова принять идеал смиренно­ мудрия и всепрощения. Эта идейно-нравственная коллизия продолжала развиваться и углубляться на протяжении последующих лет их дружбы, вплоть до смерти писателя. Новиков, получив отповедь Толстого, откликнулся еще одним письмом, в котором вновь говорит о своем бедствен­ ном положении: «Вы скажете, что жить для бога и ближ­ него можно во всех положениях, но в том-то и дело, что человеку, чтобы быть живому, нужно кормиться, а как кор­ миться, к этому нельзя отнестись безразлично...»29. Нови­ ков отводит от себя обвинение Толстого в том, что он ис­ пытывает зависть к власть имущим: «...Разве можно зави­ довать такому человеку, в положение которого не желаешь стать? Избави бог, сделаться землевладельцем!». В другом своем письме Михаил Петрович приглашал писателя провести день восьмидесятилетия в его крестьян­ ской семье, куда не дойдет «никакая поздравительная те­ леграмма». «Вы нужны больше мужикам, а не госпо­ дам»,— утверждал он30. Последующая переписка, насыщенная увещеваниями и взаимными упреками, не устранила противоречий. Сотни людей обращались к Толстому за разрешением мучивших их вопросов. И, естественно, адресатов писателя не могли удовлетворить его ответы в духе абстрактных, не­ приложимых к живой жизни религиозно-нравственных идеа­ лов. Поэтому Новиков справедливо писал 24 октября 1908 года своему учителю, что он никак не может «содейство­ вать» жизни барина, который «хочет пользоваться трудом других.. » 31. И не под влиянием ли подобных писем, встреч и бесед с трудовым народом, короче говоря, уроков жизни, как ука­ зывает проф. Б. Мейлах, для Толстого к концу жизни ста­ новится все яснее страшная правда — практическая неис­ полнимость некоторых важнейших его идей 32. Несмотря на разногласия, возникшие между писателем и Новиковым по религиозному вопросу, Толстой по-преж­ нему душевно заботится о крестьянине, верит в него. «Но­ виков так умен и духовно силен, ч(то) ему не повредит ни­ какой vcnex»,— писал он П. А. Сергеенко (78, 138). 287

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=