ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
ли, пытался убедить своего оппонента в том, что человеку по его человеческой сущности свойственно религиозное чув ство. По его мнению, автор «Новой веры» делает две ошиб ки: первую — противопоставляет «веру ложную и благосо стояние», вторую— в своей старой (православной) вере он ВИДИТ только ложь и обман. Новиков, оставаясь самобытным в своих внутренних ус тремлениях, не согласился с Толстым. Расхождение Толстого с крестьянским писателем в об ласти религиозно-нравственных исканий носили не случай ный характер. В стране росли и ширились народные вы ступления против существующего строя. Народный колосс поднимал голову, выпрямлял спину, а Толстой продолжал проповедовать надмирную любовь и всепрощение. Новиков, подобно своему крестьянскому предшественни ку Тимофею Бондареву, вступил в полемику с Толстым — проповедником христианской любви25. Его не привлекал этический идеал писателя — «полное целомудрие даже в мыслях» (28, 79), ибо «средства достижения этого идеала, стремления к нему, у него (Толстого — А. К ) иногда слиш ком прямолинейны и не всегда соразмерны с действитель ностью» 26. В 1907 году между давними друзьями наметился было разрыв. Говори о своем крайне разоренном хозяйстве и бедственном положении семьи, Новиков писал: «Жизнь мне показала, что одной духовной свободой довольствоваться нельзя, как то пытались делать первые христиане... Хочется думать, что своей гордой и красивой фразой: «Не хлебом единым будет сыт человек» христианство только прикрыло свою слабость в разрешении экономического вопроса о хлебе...» 27. Концовка этого доверительного письма была откровенно революционной: «...О, люди снова и снова с голоду пойдут на баррикады, будут своими трупами прудить реки и чи нить дороги, потому им там, впереди, сулят хлеб, манят хлебом, но никогда они не пойдут создавать царство бо- жие в духе, т(ак) к(ак) там нет хлеба земного; голод, ко торый они носят в себе всю жизнь, поведет их всюду, но только не туда, где нет хлеба земного». Письмо Новикова вызвало сильные и сложные чувства у Льва Николаевича- В день его получения он говорил: «Когда читаешь письмо Новикова, кажется, что все это правда, а оно не правда... Он (Новиков) мне всегда бывал тяжел. Он необыкновенно умен и всегда тяжел...» (77, 189). Еще в январе 1907 года Толстой говорил, что «в таких крестьянах, как Новиков, у которых основа не религиоз ная, он разочаровался» (77, 189). В ответном письме Толстой, оставаясь на позиции «не 286
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=