ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
гательствами со стороны духовных пастырей, Новиков пи шет епископу Тульскому и Белевскому Питириму прошение на 103 страницах, в котором изложил свои взгляды на жизнь и отношение к православной вере. Он просил епи скопа освободить его и его семью из подчинения право славной церкви и дать ему полную свободу в делах ег» веры. Находясь па положении сектанта, Новиков в январе 1907 г. заканчивает работу над рукописью, озаглавленной «Старая вера». 11 февраля 1908 года он с ней приехал ко Льву Николаевичу. В книге Н. Н. Гусева «Два года с Л. Н. Толстым» мы находим следующую запись: «Вчера вечером был тульский крестьянин М. П. Новиков, старый знакомый Л. Н-ча. Он гцривез с собой свою новую статью. «Старая вера» — о том, как и во что верит русский народ. По его мнению, у нашего народа нет никакой веры, есть только множество всяких суеверий, сковывающих его мысль и мешающих ему жить. Л. Н. не согласился с этим мне нием» 20. Однако, несмотря на явные разногласия по религиозно му вопросу, Лев Николаевич счел нужным побеспокоиться о дальнейшей судьбе рукописи, порекомендовав ее В. Г. Короленко для «Русского богатства»21. Но по своему содержанию и цензурным соображениям она не могла появиться в народническом журнале и лишь- позднее увидела свет в «Материалах к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества» под редакцией В. Д. Бонч-Бруевича и то с большими цензурными купю рами. Новиков в процессе работы над «Старой верой» убедил ся, что решение социально-политических вопросов в рамках толстовского жизнепонимания нереально, что одной верой в бога, даже безличного, нельзя освободиться от неспра ведливостей существующего порядка 22. Итогом новой, безпоповской, жизни и подвижнической деятельности крестьянина явилась статья «Новая вера». «Моя вера очень короткая,— писал он,— без догматов, без таинств, икон и обеден и прочей там вашей закваски: не делать глупостей, от каких никому пользы нет, и не заедать чужой жизни, — в этом вся моя вера и другой я никакой не хочу» 23 10 марта 1909 года Новиков ознакомил со своей новой рукописью Толстого. «Перед чтением он (Новиков) ска зал,— отмечает Н. Н. Гусев,— что он не согласен с мыслью Л. Н-ча о том, что внешние условия не имеют влияния на внутреннюю жизнь» 24. Толстой с присущей ему силой нравственного воздейст вия, приводя многочисленные примеры из народной жиз- 285
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=